Разведка России в противостоянии гибридным угрозам
Москве необходима интегрированная структура анализа и оценки предпосылок возникновения войны
Гибридная война против России разворачивается не только на национальной территории, но и в смежных приграничных регионах и регионах, отстоящих от российских границ на многие тысячи километров. В связи с этим особого внимания требуют вопросы своевременного вскрытия разведкой подготовки и проведения операций гибридной войны как внутри страны, так и на удаленных театрах - на Ближнем Востоке, в Центральной и Юго-Восточной Азии, в Латинской Америке. Такие операции наших геополитических противников могут включать военно-гражданскую составляющую, разведку и контрразведку, контроль населения и ресурсов, использование советников и наемников.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Целенаправленный характер и высокая динамика перехода гибридных угроз из категории потенциальных к реально действующим требуют тщательной предварительной проработки на государственном уровне мер по противодействию.
Следует выделить ряд тенденций в развитии международной и внутренней обстановки, способствующих появлению новых угроз или повышающих степень опасности для России от существующих угроз.
К числу внешних угроз следует отнести:
- выход США из договора по ПРО и расчеты на создание в обозримой перспективе комплекса взаимосвязанных стратегических ядерных сил и стратегической ПРО, способного полностью нейтрализовать стратегический потенциал России и лишить ее возможности нанести ответный ядерный удар.
В результате мощным катализатором нестабильности и неопределенности в сфере международной безопасности являются:
- действия США и НАТО по размещению в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны, наращивание военной активности альянса у российских границ;
- негативное влияние на стабильность и предсказуемость международной обстановки оказывают рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях. Укреплению такой тенденции способствует снижение авторитета и реальных возможностей международных организаций влиять на развитие обстановки в мире;
- обострение противоречий между США и другими важными участниками мировой политики, в том числе между США, Россией, Китаем, а также между США и Ираном, США и КНДР, Россией и НАТО. Сохраняется дестабилизирующее влияние на международную безопасность конфликтов в Ираке, Сирии и Афганистане, на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове;
- незаконное использование экономических санкций США и ЕС против России, провоцирование финансово-экономических кризисов, что по совокупному ущербу сопоставимо с масштабным применением военной силы;
- возрастающая угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов. Зыбкость международного консенсуса по борьбе с терроризмом;
- усиление глобального информационного противоборства, совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической области и в сфере высоких технологий;
- создание напряженности в международных отношениях в рамках реализации стратегии геополитических противников России на поддержку националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма, в том числе под лозунгами религиозного радикализма;
- угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми;
- обострение борьбы за ресурсы, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии.
Внутренними угрозами национальной безопасности России являются:
- коррупция в системе государственного управления;
- отсутствие государственного органа интегрального планирования экономики страны на фоне продвижения либеральной идеи «невмешательства» государства в экономику и социальное строительство в качестве гаранта неотвратимости подлинно демократических преобразований;
- попытки некритического внедрения западных моделей управления экономикой, многие из которых не соответствуют российским условиям;
- сохраняющаяся привязанность к сырьевой ориентации экономики и неразвитость обрабатывающих отраслей промышленности;
- сохранение положения «ведомой» страны в сфере культурно-цивилизационного развития;
- неразвитость потенциала «мягкой силы», недостаточная притягательность страны и модели ее развития;
- неконтролируемая миграция как фактор, ослабляющий культурно-цивилизационную идентичность государства, создающий питательную среду для международного терроризма и организованной преступности.
КОМПЛЕКС ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Противостояние гибридным угрозам предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных различных по форме и содержанию (гибридных) политических, дипломатических, военных, экономических, информационных, технических и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств).
Разведка должна строиться с учетом важных особенностей гибридной войны:
- гибридная война не объявляется. Военные действия в течение длительного времени могут не проводиться, в войне нет фронта и тыла, а операции гибридной войны охватывают всю территорию государства-жертвы. Государство-агрессор в течение определенного времени не раскрывает себя, не проводит масштабных мобилизационных мероприятий, стремится вести войну чужими руками, использует наемников, частные военные компании, активизирует действия внутренних иррегулярных формирований, «пятой» колонны и агентов влияния;
- отсутствует единый руководящий центр гибридной войны. Общая целевая установка по разрушению государства противника разрабатывается и согласовывается на уровне правительственных органов, руководства транснациональных корпораций, финансово-банковских структур, отдельных влиятельных лиц. Планы действий по дестабилизации административно-политической, социально-экономической и культурно-мировоззренческой сфер предусматривают создание на территории противника распределенных сетевых структур с высокой степенью самостоятельности и способностью к самосинхронизации. Заранее отрабатываются каналы их обеспечения: финансового, материально-технического, информационного, кадрового. Создаются склады оружия, боеприпасов, средств связи, подбираются места для подготовки боевиков;
- в гибридной войне используются катализаторы-ускорители подрывных процессов. В таком качестве выступают дипломатические демарши, экономические санкции, информационные «вбросы», успешные действия иррегулярных сил против важных объектов. Мощным катализатором является цветная революция, организованная на критически важном переломном этапе войны с целью ускорения процесса лавинообразной дестабилизации государства. Своевременное вскрытие подготовки операций, нацеленных на ускорение процессов развала государства, представляет важную задачу разведки;
- силы специальных операций применяются против стратегически важных объектов, для похищений и убийств политических лидеров и оказания поддержки иррегулярным формированиям;
- использование регулярных вооруженных сил осуществляется на заключительных этапах гибридной войны под предлогом «гуманитарной интервенции», проведения операции по принуждению к миру. Получение мандата ООН для таких действий желательно, но не обязательно.
ТЕХНОЛОГИИ ЦВЕТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Цветная революция как современная технология смены политических режимов обладает рядом уникальных особенностей, которые определяют задачи и объекты разведки в интересах противодействия конфликту.
Во-первых, технологии цветной революции предусматривают формирование якобы стихийного «взрыва народного негодования» и последующих действий по свержению власти. Внешнее воздействие тщательно маскируется. Поэтому добывание ответов на вопросы, кто спланировал агрессию и когда он, где и как намерен реализовать планы, требует глубокого проникновения в структуры глобального управления, где разрабатываются базовые идеи подрывных технологий. Особенно высокими являются требования к упреждающему характеру и оперативности добывания информации, поскольку цветные революции на Украине, в Сербии, Грузии, Киргизии, Тунисе, Египте состоялись в течение одного-двух месяцев.
Во-вторых, условия для подготовки цветной революции формируются во многом с опорой на факторы внутреннего порядка. В их числе социально-политические проблемы государства-жертвы, высокий уровень коррупции, неразвитость социальных лифтов, нестабильность политической системы и раскол элит на фоне недостаточно развитой объединяющей идеологии, национально-религиозные и клановые противоречия. Эти и некоторые другие факторы создают уязвимые места государства, вокруг которых формируются области критичности во внутренней политике, провоцируется кризис власти. Одной из задач разведки в этом контексте является своевременное вскрытие узких и уязвимых мест государства, используемых противником для дестабилизации обстановки, обеспечение руководства объективной информацией с целью противодействия процессу дестабилизации. Важно вовремя определить и пресечь внутренние и внешние каналы финансовой поддержки цветной революции.
В-третьих, не менее важную роль в развитии конфронтационной спирали в ходе цветной революции играют внешние факторы, связанные с финансовой и информационной поддержкой подрывных процессов. Именно контроль зарубежных информационных каналов и внутренних оппозиционных СМИ обеспечивает противнику способность оперативно воздействовать на направленность и динамику применения технологий цветной революции.
Таким образом, разведка в гибридной войне и цветной революции имеет ряд отличий от разведки в межгосударственном конфликте обычного типа, когда основная часть интересующих разведку объектов, включая органы управления, войска, находятся на территории, контролируемой противником.
В гибридной войне и цветной революции операции разворачиваются на национальной территории государства-жертвы без вторжения противника и оккупации национальной территории. Соответственно разведка иррегулярных формирований, вскрытие содержания и направленности информационных атак требуют добывания значительного объема сведений на своей собственной территории. При этом объектами разведки являются сетевые структуры с высокой степенью самостоятельности и способностью к самосинхронизации, к которым относятся иррегулярные войсковые формирования, а также силы и средства информационной войны. На национальной территории практически отсутствуют объекты, на которых противник сосредоточивает документы с обобщенными сведениями, представляющими интерес для разведки.
Сбор сведений следует планировать с учетом территориально распределенного характера ячеек сети, что потребует организации разведки мест подготовки и отдыха боевиков, складов оружия, транспортных коммуникаций. Противостояние в информационной сфере предполагает кропотливый анализ местных СМИ, контроль за деятельностью радикальной оппозиции, псевдорелигиозных и неформальных молодежных организаций. Решение разведывательных задач базируется на использовании современных технических средств, мониторинге обстановки на местности, контроле за каналами связи, за СМИ и Интернетом, за местами, где может осуществляться идеологическая обработка и вербовка боевиков внутри страны и за ее пределами.
Для анализа и оценки сведений должна быть заблаговременно создана информационно-аналитическая служба, в составе которой будут не только военные, но и гуманитарии, лингвисты, регионоведы, психологи, экономисты, финансисты. Важное значение имеет наличие специалистов со знанием местных языков и национально-психологических особенностей населения соответствующих стран и регионов.
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА РАЗВЕДКИ
Особенности конфликтов современности определяют содержание разведывательных задач, которые должны решаться всеми видами разведки при подготовке и в ходе гибридной войны и цветной революции.
Главная задача состоит в своевременном вскрытии подготовительных мероприятий противника по развязыванию гибридной агрессии, комплекса гибридных угроз, которые планируется использовать для подрыва безопасности страны. Успешное решение главной задачи опирается на комплекс разведывательных задач, стоящих перед всеми видами разведки и контрразведки. Задачи охватывают сферы деятельности противника, в которых формируются стратегии подрывных действий, создаются необходимые ресурсы, устанавливаются каналы связи и взаимодействия.
Решение задач ведется на многих объектах как за пределами, так и внутри страны, а содержание задач требует высокой степени компетентности разведчиков в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической, гуманитарной, экологической и других областях.
Особенность деятельности разведки в гибридной войне состоит в необходимости добывать сведения о скрытых подрывных элементах, которые действуют в сети, состоящей из изолированных ячеек. В этом контексте в регионах, охваченных гибридной войной, может быть полезным создание разведывательно-ударных групп с собственными каналами оперативной, надежной и скрытной связи. Источниками сведений являются самостоятельный поиск и разветвленная агентурная сеть.
Перечисленные и некоторые другие особенности разведки обусловливают необходимость поддержания в высокой готовности наличных сил и средств разведки, их постоянного совершенствования с учетом процессов трансформации конфликтов современности, скрытого формирования гибридных угроз.
Ведущая роль в решении задач своевременного вскрытия вызовов и угроз безопасности России, связанных с гибридной войной и цветной революцией, принадлежит ряду государственных структур: Федеральной службе безопасности (ФСБ России), Службе внешней разведки Российской Федерации (СВР России), Национальной гвардии Российской Федерации.
Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:
- Службой внешней разведки Российской Федерации - в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах;
- органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации - в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Деятельность органов ФСБ России осуществляется в пределах государственных границ страны по следующим основным направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с особо опасными формами преступности; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.
В перечень общих полномочий войск национальной гвардии входит ведение разведки в районах выполнения служебно-боевых задач. Организация и порядок ведения разведки войсками Национальной гвардии определяются нормативными правовыми актами президента Российской Федерации.
Военная разведка как орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий по добыванию и обработке данных о действующем или вероятном противнике, его военных ресурсах, боевых возможностях и уязвимости, а также о театре военных действий. Военная разведка является важным видом боевого обеспечения и сочетает в себе весь комплекс наличных сил и средств стратегической, оперативной и тактической разведки.
Таким образом, Российская Федерация располагает несколькими органами разведки, сферы ответственности которых внутри страны и за рубежом частично перекрываются. Кроме того, доклады по внешней и внутренней обстановке поступают по линии МИДа, МВД и некоторых других ведомств.
С одной стороны, такое разделение ответственности способствует поддержанию здоровой конкурентной атмосферы, позволяет сопоставлять данные, полученные из различных источников, с другой - может привести к созданию «информационного хаоса» у потребителей информации на стратегическом уровне, когда значимые, иногда противоречивые сведения могут не получить должной оценки или просто не будут замечены. В результате реакция органов стратегического руководства может оказаться неадекватной, замедленной или отсутствовать вообще.
По-видимому, наряду с совершенствованием возможностей всех видов разведки следует создать информационно-аналитический центр, в задачу которого будет входить оценка гибридных угроз в стране и вокруг нее и доклад обобщенной информации высшему руководству страны.
Важнейшей задачей является подготовка кадров аналитических работников, способных уверенно оперировать данными по всему комплексу гибридных угроз национальной безопасности России.
ДЕЙСТВОВАТЬ СОВМЕСТНО С СОЮЗНИКАМИ
Наращивание масштабов ведущейся против России гибридной войны делает этот вид межгосударственного геополитического противостояния одной из наиболее острых угроз для национальной и международной безопасности. Более того, использование комплекса гибридных угроз в качестве инструмента внешнего давления с целью создать нестабильность внутри государства перестает быть лишь угрозой национальной безопасности, а представляет собой мощный дестабилизирующий фактор для всей системы международной безопасности.
Противостояние гибридным угрозам предполагает разработку и системную реализацию комплекса взаимосвязанных, различных по форме и содержанию политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение воздействия внутренних и внешних факторов, способствующих формированию угроз.
С учетом особенностей гибридных угроз главный акцент во внутриполитической сфере следует сделать на укреплении внутреннего единства российского общества, обеспечении социальной стабильности, межнационального согласия и религиозной терпимости, устранении структурных дисбалансов в экономике и ее модернизации, повышении обороноспособности страны.
Во внешнеполитической сфере усилия должны быть сосредоточены на обеспечении военной, информационной и экономической безопасности страны, сохранении и укреплении ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных центров современного мира.
Следует совершенствовать способность государства быстро и решительно реагировать на конфликты, нелинейный характер которых позволяет достигать значительных результатов при относительно небольших деструктивных возмущающих воздействиях со стороны государства-агрессора или коалиции враждебных государств.
Наращивать усилия по созданию надежной территориальной обороны для обеспечения надлежащего уровня государственной и общественной безопасности, правопорядка, законности и защиты конституционного строя. Продолжать усиление охраны границ по всему периметру государства.
Обеспечить ведение непрерывной разведки и ее тесное взаимодействие со структурами политического и военного управления с целью прогнозирования угроз и планирования мероприятий по противодействию за счет оперативного создания и использования преимущества на угрожаемом направлении.
Совершенствовать способность противостоять гуманитарным вызовам, таким как бедность, социальная неустроенность, массовая миграция и рост числа беженцев. Исходить из того, что возрастание числа и интенсивности гражданских и международных конфликтов дополнительно усугубляет существующие гуманитарные кризисы.
Организовать подготовку качественного кадрового ресурса, способного обеспечить разработку и реализацию стратегии противодействия гибридной войне.
В качестве первоочередных шагов по совершенствованию способности России противостоять гибридным угрозам следует провести обзор гибридных угроз и определить узкие и уязвимые места с учетом потенциальных угроз национальным, союзническим и партнерским структурам.
Совместно с союзниками по ОДКБ, СНГ и ШОС предпринять шаги по обновлению и координации возможностей по осуществлению предупредительной стратегической коммуникации и оптимизации использования мониторинга для противодействия гибридным угрозам, включая разработку индикаторов, позволяющих оперативно прогнозировать и распознавать угрожающие ситуации в административно-политической, социально-экономической и культурно-мировоззренческой сферах.
Приоритетным направлением совместной деятельности в рамках ОДКБ, СНГ и ШОС должно стать обеспечение способности своевременно вскрывать и парировать угрозы цветных революций, работать на опережение. С этой целью в рамках совместной стратегии должны быть разработаны планы по подготовке к отражению угрозы и внедрены методы обмена информацией между союзниками и партнерами, предусмотрены совместные шаги по борьбе с финансированием цветных революций.
Следует включить в число приоритетных проекты по адаптации оборонных возможностей России, ОДКБ, СНГ и ШОС для ответа на гибридные угрозы против одной из страны или коалиции. Изучить возможности военного ответа на гибридные угрозы, для чего разработать соответствующую нормативно-правовую базу в рамках диалога и укрепления сотрудничества и координации по осведомленности о ситуации, стратегическим коммуникациям, кибербезопасности и предупреждению и реагированию на кризисы для противодействия гибридным угрозам.
Важное внимание следует уделить вопросам обеспечения безопасности атомного сектора и технологически опасных объектов, транспорта, связи и космической инфраструктуры, предупреждению актов «телефонного терроризма».
В рамках развития программы цифровизации экономики разработать и внедрить технологии для киберзащиты пользователей и инфраструктуры от гибридных угроз, включающих кибертерроризм и кибершпионаж. Ключевым решением проблемы киберзащиты является заключение широкого международного соглашения по кибербезопасности, содержащее пункт о введении коллективных санкций стран-подписантов против государств, отказывающихся присоединяться к соглашению.
Об авторе:
Александр Александрович Бартош - член-корреспондент Академии военных наук.
http://nvo.ng.ru/spforces/2017-10-06/1_968_scouting.html