Тема кажется мне интересной и, безусловно, заслуживающей внимания и обсуждения.
Только - без "педалирования прав ребенка" - никто ж не спорит, что опыт жизни и понимание им жизни - почти на нуле!
Оригинал взят у
eugeniashaffert в
Гражданское просвещение - детям: подборка книгФормируя домашнюю библиотеку и круг чтения ребёнка, иногда мы как будто забываем, что воспитываем не только "будущего школьника", "будущего студента", "будущую маму", "будущего папу" или там "человека, которому в будущем нужно идти в армию", но и гражданина, которому нужно будет ходить на выборы, участвовать в общественной жизни и общественных инициативах, посещать собрания ТСЖ и платить налоги. Нет никаких гарантий, что ребенок вырастет и захочет, например, быть мамой, а вот формально гражданином своей страны каждый становится с рождения.
Конечно, книги не решат социальных проблем, а тиражи не сформируют гражданское общество. Я вообще не знаю, комплекс каких мер должен осуществляться, чтобы у нас это самое общество появилось. Вот, к примеру, мои студенты, второй курс, примерно 1998-99 гг. рождения, сдают письменные работы, и в нескольких работах, посвящённых социальным проблемам или криминалу (изнасилования, хулиганство, спорная деятельность спорных НКО), я читаю message "жертва сама виновата", знаете, из разряда "нечего ей было по темноте в короткой юбке ходить, сама виновата, что её изнасиловали". А я-то была уверена, что уж у этого-то поколения выросло ощущение: можно ходить вообще без юбки, всё равно никто не имеет право на физическое или моральное насилие над личностью. Нет, не выросло!
Возвращаясь к книгам. Я на самом деле не слишком верю, что правильное чтение решит какие-то наши общие проблемы. В то же время чтение - не бесполезное дело, это мы знаем, а если мы будем что-то такое регулярно читать и обсуждать с детьми, то есть надежда скорректировать наше общее мировоззрение в сторону гуманизма, в сторону от презумпции вины.
Да и просто - в книгах я хоть что-то понимаю, во всём остальном я понимаю ещё меньше, вот и напишу о книгах!
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.
Книга о правах человека. - М.: КомпасГид, 2010.
Никаких толкований и интерпретаций, точнее интерпретации есть, но в виде иллюстраций. Перед нами просто хорошо иллюстрированное издание Декларации прав человека (принята ООН в 1948 г.). Иллюстратор, Жаклин Дюэм, училась у Матисса, ещё одно достоинство книги - Предисловия, написанные уполномоченным по правам человека и правозащитником.
2.
Мы все рождены свободными. - М.: КомпасГид, 2011.
Снова Декларация прав человека. Текст немного упрощён, на одном развороте приводится одна статья, а каждый разворот проиллюстрирован разным художником. 29 лучших художников (Бирмингем, Шеффлер, Кёнеке и др) объединились и сделали вот такую книжку.
3.
Андрей Усачёв. Всеобщая Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых. - М: Эксмо, 2008.
Тот же самый документ в изложении Андрея Усачёва. У него для пересказа и толкования Декларации придуман герой - маленький человечек. Книжка выходила трижды, в 1993 г. ("Самовар"), в 2008 г. ("Эксмо"), в 2011 г. ("Азбука"), каждый раз с разными иллюстрациями, кажется, что никому не кажется, будто такие книги должны всё время продаваться.
ПРАВА РЕБЕНКА
4.
Алан Серр. Я имею право быть ребёнком. - М: Самокат, 2016. Книжка-картинка, в которой в стихотворной форме изложены основные неотъемлемые права. Очень красивые иллюстрации! Текст примерно такой: "Я имею право на имя, семью и дом, и на страну, в которой как дома мы все живём".
5.
Г. Остер. Права детёнышей. - СПб.: Астрель 2012. В аннотации говорится вот что: "Писатель Григорий Остер перевёл текст Конвенции на понятный детям язык, чтобы мы могли выполнить хотя бы одну (сорок вторую) статью Конвенции, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, и рассказать ребёнку о его правах, которые мы, взрослые, обязаны соблюдать". Добавить мне к этому нечего, кроме того, что у Остера получилось, как и всегда, а вот от иллюстраций я вовсе не в восторге, даже наоборот.
6. Книги о реальных детях из серии "
Гражданин мира". Мир африканской девочки, мир девочки из Афганистана.
ОТДЕЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРАВАМИ ЧЕЛОВЕКА
7.
С. Бурегрен, Э.Линделл. Что мы празднуем 8 марта? - М.: Albus Corvus, 2017. Небольшая книжка об истории женского движения, от суфражисток до нынешних разнообразных феминисток. В ней есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы: хорошее толкование понятия "феминизма", авторы всячески разъясняют, чем феминистки не являются и опровергают всякие дурацкие мифы о них. Есть прямая речь подростков, рассуждающих о правах женщин. Авторы приводят какие-то примеры истории женского движения, а редакторы дополнили текст российскими историями и нашими реалиями. Минусы: упрощение и категорическая неполнота. Та же самая история женского движения приведена фрагментарно, неупорядоченно, не вполне логично.
Но другой книги по этим вопросам у нас нет, эта - единственная.
8.
Ирина Ясина. Человек с человеческими возможностями. - М.: Эксмо, 2010. Не то чтобы книга была посвящена правам инвалидом, скорее это просто комплекс познавательных сюжетов по теме "инвалид и общество". Это, пожалуй, единственная тематическая книжка написанная именно в таком ключе, с акцентом не только на "полюбить жизнь", "принять себя таким, какой есть", "принять другого" и "интегрироваться", но и со специальными главами о пандусах, протезах и прочем подобном.
КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ (и, простигосподи, толерантность)
9.
Э. Лассер, Ж. Боното. Замечательные соседи. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. Из аннотации: "Что произойдет, если в доме, где живут тихие овечки, поселятся коровы, слоны и даже осьминог!? Скучно точно не будет! Ведь по соседству с овечками смогут ужиться даже волки. Каждый новый сосед меняет жизнь тихого и когда-то скучного дома. Как именно? Ответ - на забавных иллюстрациях, которые становятся интереснее и смешнее от страницы к странице. Добрая и веселая история не так уж проста, если над ней хорошенько подумать. В ней авторы показывают, как ценно культурное разнообразие, общение и понимание. Появление некоторых соседей вызывает глобальные изменения в доме, перестраиваются целые этажи, меняется облик дома и ритм жизни. Кого-то из жильцов принимают сразу, кому-то нужно время, чтобы к ним привыкли соседи. Но каждый из них находит свое место и друзей в этой замечательной истории".
В самом начале дом серый и там живут только овцы, а к концу книги это настоящий melting pot. Книга для чтения и обсуждения, само по себе там ничего не понятно, это нужно разговаривать с ребенком, в том числе о том, как относиться к "понаехавшим".
10.
Ёсифуми Хасэгава. Я ем лапшу, а в это время... - М.: КомпасГид, 2012. Книжка-картинка для самых маленьких, которая о том, что не мы - центр вселенной, а каждый из нас значим и важен. Мальчик в Японии обедает, а в это время в мире происходит много разного. На каждом развороте мы видим, сколько и чего.
11.
Алексей Олейников. Скажи мне "Здравствуй!" - М.: Самокат, 2016. Мальчик-москвич идёт по улице и встречает по пути мигрантов. Про каждого из них будет отдельный разворот: что это за люди, какие у них культурные особенности, зачем и почему они приехали в Москву жить и работать. Книжка отличная и единственный её минус в том, что она не очень понятна в других регионах России. У нас вот мало таджиков, в основном узбеки, у нас почти нет приезжих из Беларуси, наоборот, в последнее время из Новосибирска многие туда переехали, и так далее. В общем, нужна государственная программа по выпуску подобных книжек для каждого региона России.
12.
Сходства и различия людей. Энциклопедия для детей. - М.: Эксмо, 2017. Различия семейные, социальные, культурные, всего понемножку, но все главное сказано и есть заметки для родителей.
13. Книги из упомянутого уже выше проекта Л. Улицкой "
Другой, другие, о других", другое издание - "
Детский проект Людмилы Улицкой".
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНИЦИАТИВЫ. Истории о том, как люди объединились и вместе создали что-то хорошее для своей местной "общины", города, государства в целом. Мне вспомнились только художественные произведения. Наверное, сюда можно было бы включить и историю про Чебурашку, как жители города вместе строили Дом Дружбы, но, как мне кажется, в тексте столько неприкрытой иронии, в том числе и над описываемой общественной инициативой, что я не очень понимаю, как работать с этой сказкой в заданном мной тут ключе.
14.
Биргитта Гедин. Чинуша на груше. - М.: Росмэн, 2014. Сказка, сюжет которой подсказан реальными событиями: в Стокгольме собирались вырубить аллею вязов в центре города при строительстве метро - горожане, студенты встали на защиту, отняли бензопилы у рабочих, дежурили днем и ночью - деревья отстояли.
15.
Братья Мормаревы. Война "ежей". - М.: Детская литература, 1987. Дети двора объединяются в баскетбольную команду и сами строят спортивную площадку.
УЧЕБНИКИ, ОБЩИЕ РАБОТЫ
16.
Наш мир и наши права. - М.: КомпасГид, 2013. Переводной учебник, в котором есть планы уроков по Декларации прав человека, по Конвенции прав ребенка, по беженцам, дискриминации и так далее.
17.
Е. Шабельник, Е. Каширцева. Ваши права. Книга для учащихся младших классов. - М.: Вита-Пресс, 2011. Это, конечно, учебник, но по сути тоже иллюстрированное изложение "Декларации прав человека".
18.
Право в жизни человека, общества и государства. - М.: Вентана-Граф, 2016. Российский ФГОСовкий учебник из линейки "Обществознание" для 8-го класса, в целом посвящен понятию права, в том числе есть разделы о правах личности.
19.
Ася Серебренко. Конституция для детей. - М.: Эксмо, 2017. Добавляю книгу с некоторыми оговорками, не все примеры, приведенные автором, выглядят корректно, не довольна я и оформлением. Но другой детской книги о конституции РФ я не нашла.
20. Ника Дубровская. Антропология для детей. Готовится к изданию. Серия книг планируется к выходу в издательстве "Самокат", по крайней мере, в их англоязычном каталоге она есть, так что я надеюсь (официальных обещаний пока не было).
ПОДБОРКА БУДЕТ ПОПОЛНЯТЬСЯ