Оригинал взят у
rimmir в
По тропе познания Психологи изучили различия между советскими школьниками и современными....
Молодое поколение выбирает
Очень дорогое для меня эссе.
Сегодня оно посвящается памяти
профессора Ренаты Григорьевны Гуровой.
Что волнует российскую молодежь?
Ответить на этот вопрос непросто. И именно поэтому прфессор Института молодежи (бывшей Высшей школы ВЛКСМ) с 1996 г.совместно с Движением в защиту детства (ДЗД) стала проводить опросы 10-ти и 11-классников об их отношении к жизни.
Приведем результаты опроса 1998 года.
Всего в ходе исследования было опрошено 1700 школьников 9-х и 11-х классов 20 областей России: от Архангельска до Сочи и от Калининграда до Южно-Сахалинска.
Социолог выделила четыре характерные и резко различающиеся между собой группы старшеклассников.
К группе ярко выраженной индивидуалистической ориентации, более или менее осознано принявшей 'либеральные' ценности, можно отнести примерно 20% опрошенных, хотя и сама по себе эта группа достаточно неоднородна, о чем будет сказано далее.
Первую подгруппу (около 9% от числа всех опрошенных) составляют дети богатых, но недостаточно образованных родителей (часто это работники торговли, мелкие предприниматели). Их главная цель в жизни иметь много денег, при этом желательно не работать, а жить на дивиденды. Желающих заняться предпринимательством среди них немного.
Духовный мир этой группы молодежи весьма ограничен. Об этом свидетельствует отсутствие ответов на вопрос об идеалах и героях, а вот что касается наиболее распространенных девизов, то это 'Минимум проблем', 'Деньги - это все, это и есть наше бытие', 'Не обманешь - не проживешь'. Героями для подражания наиболее часто называют небезызвестного Остапа Бендера, не менее ныне известного Сергея Мавроди, Довганя и Ю. Лужкова.
Следующую подгруппу (таких около 9 % опрошенных) можно назвать гедонистами-эпикурейцами, главной целью которых является стремление к получению максимального удовольствия от жизни, что и показывают их девизы: 'Жить нужно в кайф!', 'Развлекаться на полную катушку!', 'Живи сегодняшним днем - завтрашнего может не быть!'. Их герои-идеалы также весьма характерны. Это Дон-Жуан, Таис Афинская, Казанова и Алла Пугачева.
Третью подгруппу карьеристов-честолюбцев (около 1% опрошенных) составляют дети очень богатых и хорошо образованных родителей. Они отличаются повышенным, по сравнению с остальными, уровнем культуры и образования при том же эгоизме и корыстолюбии, что и у других представителей этой группы. Главная их личностная доминанта - добиться больших успехов в карьере, получить вследствие этого власть. Их жизненные девизы: 'Пришел, увидел, победил', 'Если быть, то первым', 'Цель оправдывает средства'. Их образцы для подражания - Наполеон, Бисмарк, Макиавелли и Б. Березовский.
Последняя, выделяемая социологами подгруппа - маргинальная с уголовными наклонностями. Как правило, это дети бедных родителей, которые, чтобы вырваться из нищеты, во имя 'красивой' жизни готовы на все. Их идеалы - стать 'вором в законе', киллером, бандитом или валютной проституткой, 'жить красиво и весело'. Их герои - Григорий Распутин, Гитлер, Япончик (известный вор в законе, ныне отбывающий наказание в США), их девизы: 'Получить много денег любым путем', 'Мой девиз четыре слова: тонешь сам - топи другого!'.
Вторую группу (до 50 % опрошенных) составляют не до конца определившиеся в своей социально-политической направленности юноши и девушки. Около 10% в ней составляют обыватели-конформисты, в значительной степени подверженные влиянию СМИ. Их стремления - семья, работа и материальный достаток. Девиз - 'Хочешь жить - умей вертеться', 'Не желай другому того, чего не хочешь себе'. Их герои-идеалы - от сказочных персонажей Золушки или Тарзана до Анжелики, Клеопатры или принцессы Дианы.
Следующую подгруппу (около 20 % опрошенных) исследователи назвали 'интеллектуалами'. Все они хотели бы продолжать образование в вузах, причем их цель - 'совершенствоваться в любой области', 'развивать интеллект'. Их герои - Онегин, Петр Первый, И. Кант, А. Эйнштейн, маршал Журов, Сахаров и Явлинский. Их девизы 'Самосовершенствование', 'Максимальное развитие личности', 'Совершенствование себя и окружающего мира'.
Еще одну специфическую подгруппу (до 5% опрошенных) составляют 'гуманисты', чья главная доминанта состоит в стремлении помочь людям. Их герои - Иисус Христос и мать Тереза. В определенной мере они подвержены влиянию христианских заповедей. В то же время значение материальных ценностей для этой группы, как бы ни показалось это странным, достаточно велико.
Следующая подгруппа наиболее близко примыкает к группе социально активной молодежи, характеризуется высокой степенью общественно-политической направленности личности, патриотизмом, взвешенной и грамотной оценкой того, что происходит в стране, стремлением активно бороться за социальную справедливость. Она включает до 15% опрошенных, главным образом учащихся выпускных классов сельских школ. Их девиз - 'Равенство и справедливость', 'Жить мудро, честно, справедливо', 'Жить для других, но не забывать и про себя'. Их любимые герои - Спартак и Ленин, Чапаев и Жуков. Они полагают, что молодежные организации очень нужны и стране, и самой молодежи, призваны помочь ей принять ответственность за происходящее с Россией на себя.
И, наконец, третья группа молодежи - это коллективисты, деятельные гуманисты и активные сторонники социальной справедливости. Она составляет около 30% опрошенных, что примерно вдвое больше, чем в начале 90-х годов, и даже больше по сравнению с опросом, проводившимся в 1996 году. Их отличает ярко выраженная любовь к Родине, гуманизм, обостренное чувство ответственности и преобладание общественных интересов над личными.
Главное для них в жизни не материальные, а духовные ценности, не потребительство, а творческое созидание. Цели их жизни - 'приносить пользу людям, стране', 'честно трудиться на благо Родины', 'полная самореализация'. Счастье для них - это, прежде всего, 'сознание того, что ты нужен людям', а также верные друзья, любовь, семья... И главное - 'жить с чистой совестью, всегда поступать в соответствии со своими убеждениями'.
Девизы этой группы старшеклассников отражают ее активную социальную направленность: 'Счастье - для всех!', 'Хлеб - крестьянам, фабрики - рабочим, зарплату - учителям!', 'Если не я, то кто?', 'Пылать, а не коптить'.
Среди их литературных героев - Данко, Овод, Рахметов и Корчагин, Маресьев и О. Кошевой; героев исторических - Стартак, Коперник, К. Маркс, Чернышевский, Эйнштейн, Ленин, Сталин, Жуков; среди героев современности - Чае Гевара, герои Великой Отечественной войны, Гагарин, Андропов, Д. Холодов, Ф. Кастро, Л. Рохлин.
http://www.proza.ru/2007/05/07-113ПОСЛУШНЫЕ ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
Те учителя, кто застал советскую школу, вполне обоснованно плачут по отсутствию дисциплины в современных классах. Как отметили исследователи, именно послушание было одной из отличительных черт детей 60-х годов:
-Для тех учеников гораздо важнее был авторитет, вертикальная иерархическая система: "взрослый - тот, кто рулит, я - тот, кто подчиняется", - отмечает Катерина Поливанова. - Сегодня школьники не воспринимают все сказанное учителем, как истину в последней инстанции. Они к этой ситуации критически относятся.
С другой стороны, у наших бабушек и дедушек было в разы больше обязанностей по дому. В 60-е годы пятикласснику приходилось и уборкой заниматься, и обед себе если уж не приготовить, то как минимум разогреть. Нынешние дети от такого освобождены:
- Современные дети вообще мало бывают дома. Они более загружены учебой и дополнительным образованием, - поясняет Александра Бочавер. - Но если раньше кружки основывались на желаниях ребенка - "Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота... " (это стихотворение про выбор - в какой кружок идти), то сейчас за детей выбирают родители, ориентируясь на то, что, как им кажется, поможет выбрать востребованную или престижную профессию.
ОДИНАКОВЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ
В чем еще часто упрекают нынешнюю школу, так это в том, что она подчеркивает социальное расслоение. Мол, раньше, все ходили в одинаковой форме и не выпендривались, а сейчас сплошное соревнование - у кого iPhone круче и кроссовки моднее.
- Социальное расслоение было и тогда, просто очень богатых людей было гораздо меньше, они реже встречались. Основная масса жила действительно на одном уровне, - считает Катерина Поливанова. - Мое мнение, что социальное расслоение транслируется детям сверху, от родителей. И если взрослые говорят: мы бедные или, наоборот: мы богатые, вчера разбогатели, сегодня будем это всем демонстрировать, - конечно, это будет на детях сказываться.
В целом, современные пятиклассники оказались куда более разными по степени взрослости и осознанности, чем их сверстники 50 лет назад. Среди них есть как более взрослые, так и совсем еще дети! Наши же бабушки и дедушки в этом возрасте были ближе друг к другу.
ИЗЧЕЗАЮЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ
На вопрос, почему школьники так изменились, исследователи отвечают просто - сама жизнь стала другой.
- Сегодня работать на конвейере, грубо говоря, нужно далеко не всем. А такая работа значит, что нужно прийти вовремя, точно выполнять свои трудовые функции, то есть делать все то, что требуется от взрослого, - подытоживает Катерина Николаевна. - Сейчас же экономический рост происходит за счет другого, за счет творчества. А свежие идеи человек может производить и в 15 лет, и в 30, и в 60. Граница между возрастами размывается. И взрослые - в том смысле, это те люди, которые несут ответственность, пунктуальны, которые делают что от них требуется - это, увы, уходящая натура.
https://www.kp.ru/daily/26734.4/3761099/