15 января 1943 года построен Пентагон

Jan 15, 2017 17:50

Оригинал взят у karhu53 в 15 января 1943 года построен Пентагон
Оригинал взят у sedov_05 в 15 января 1943 года построен Пентагон


Пентагон в 1944. Фото Теодора Хоридчака.

15 января 1943 года в пригороде столице Соединенных Штатов Америки Арлингтоне, закончилось строительство самого большого офисного здания в мире (и по сию пору тоже) "Пентагон" (по гр. "Пятиугольник") в котором располагается штаб-квартира Министерства обороны США.

Строительство Петагона, ставшего в последующие три четверти века символом, свело вместо несколько выдающихся людей, каждый из которых был, по своему, символом эпохи.


Считается, что "стройбаты" - военнизированные части, занимающиеся исключительно возведением военных и государственных объектов это советское изобретение, начало которому было положено соответствующим постановлением Совета Народных Комиссаров от 13 февраля 1942 года (кстати, через месяц годовщина "), однако, как говорится - "все украдено до нас" и государственные строительные структуры под военным управлением вовсю существовали в Соединенных Штатах Америки еще в 30е годы, будучи созданными, чтобы задействовать громадную массу безработных, возникшую во время Великой Депрессии на возведение многочисленных инфраструктурных, энергетических и культурных объектов, строительство которых финансировалось государством.

Одной из таких структур была созданная 6 мая 1935 года Works Progress Administration, которую в 1939 переименовали в Work Projects Administration - Администрацию Проектных работ, которая занималась возведением колоссального перечня зданий и сооружений в той или иной степени общественного и государственного значения. Нью-Йоркский филиал этой организации с самого начала возглавил 43-летний подполковник Бреон Соммервел, практически вся военная карьера которого была связана с инженерными войсками с небольшими отвлечениями на интендантскую и штабную службу. За пять лет работы в Нью-Йорке, потратив 10 миллионов государственных долларов организация, возглавляемая Соммервеллом возвела такие объекты как Аэропорт в Квинсе (впоследствии ставший Аэропортом Ла-Гардии) и Музей Современного искусства (впоследствии получивший имя президента Джона Кеннеди). Важный момент, который отмечают историки - Соммервелл отнюдь не был тупым воякой, он умел находить общий язык и с подрядчиками и с рабочими. Так например, он поддержал требование рабочих об организации профсоюзных структур в рамках WPA, за что его некоторые недоброжелатели назвали "Красным".

В декабре 1940 года Соммервел получивший временное звание бригадный генерал возглавил Строительный отдел Квартирмейстерского корпуса армии США, то есть, возглавив все строительные структуры Армии, численность которых на тот момент приближалась к пол миллиона человек ! Президентом перед ним была поставлена задача по всей стране быстро возвести множество военных лагерей в которых уже в самое ближайшее будущее должны будут пройти подготовку миллионы призывников. Да, США еще далеко не вступила в войну, до подписания закона о ленд-лизе оставалось 4 месяца, а до непосредственного участия американской авиации в ловле "Бисмарка" полгода, но в Белом Доме уже были твердо уверены, что Америке скоро понадобится армия. И весьма нехилых размеров.



Строительство State, War, and Navy Building началось во время первого срока президента Гранта и длилось целых 17 лет. Страна богатела, поэтому застройщик изощрялся как хотел. Дошло до того, что на латунных ручках в дверях помещений здания было выгравированы эмблемы ведомств, чтобы посетители могли НАОЩУПЬ определять ведомственную принадлежность комнат в которые они хотели зайти.

Ожидаемый рост армии первыми на своей шкуре почувствовали работники Военного министерства. До начала Первой Мировой войны все его службы благополучно помещались в State, War, and Navy Building, построенном архитектором Альфредом Маллетом в стиле Второй Французской империи в 1888 году. Сейчас в этом роскошном особняке, в настоящее время имеющим название Eisenhower Executive Office Building, располагаются службы администрации вице-президента.

Пока Америка не была вовлечена в крупные войны здания на Пенсильвания Авеню вполне хватало, чтобы разместить все структуры Верховного командования, однако с вступлением в Первую Мирововую войну, когда численность вооруженных сил США практически одномоментно выросла в 15 раз, оно начало буквально лопаться по швам и по инициативе помощника Министра Военно-Морского флота (Assistant Secretary of the Navy) Франклина Делано Рузвельта в кратчайшие сроки в 1918 году было построено 3-этажное здание Main Navy and Munitions Buildings, в котором разместились службы военного департамента. Площадь офисных помещений новостройки составляла 78 тыс. кв.м., на которых первоначально размещались 9 тысяч служащих Департамента. Впоследствии, их численность достигла 14 тысяч. Рядом со зданием была организована парковка площадью 8 гектар на которой одновременно могла разместиться 1 000 автомобилей.



Main Navy and Munitions Buildings, сданный заказчику в 1918 году, в отличии от предшественника, был торжеством функционализма. Обратите внимание на громадную стоянку слева от здания. До 1918 ни одно здание в мире не имело подобных по размеру парковок.

В 1939 году в пригороде Вашингтона, известном как Foggy Bottom ("Туманная задница") началось возведение нового здания Военного Департамента. Построенный по проекту Луиса Саймона в 1941 War Department Building имел площадь помещений 130 тыс.кв.м., но даже в совокупности с Main Navy and Munitions Buildings площадей для подготовки к будущей войне уже не хватало. Чтобы разместить многочисленные службы быстро растущего министерства, руководство Военного Департамента было вынуждено пойти на аренду нескольких зданий как в Вашингтоне, так и в прилегающих к нему графствах штата Мэриленд. Мало того, на площади в новом комплексе начал претендовать Госдеп, который тоже стремительно разрастался. Весь этот бардак, масштабы которого только нарастали, привел к тому, что военный министр Генри Стимсон (1867-1950) в мае 1941 года обратился к президенту Франклину Делано Рузвельту с предложением построить ну оооочень большое офисное здание, в котором можно было бы поместить все службы Военного Департамента и шоб истчо хватило. Рузвельт, который "был в теме" еще со времен Первой Мировой моментально согласился с идеей Стимсона и 17 июля 1941 года в Конгрессе США состоялись слушания, инициированные конгрессменом от Вирджинии Клифтоном Вудрамом (1887-1950) по вопросу решения "жилищного вопроса" Военного Департамента. Конгресс предложил представителю Департамента в Конгрессе бригадному генералу Юджину Рейболду (1884-1961) подготовить предложение по "всобъемлещему решению вопроса", что тот обязался сделать в течении 5 суток. Через 5 дней он представил не только общие идеи по решению проблемы, но и готовый проект нового офисного здания, которое впоследствии станет Пентагоном.

Предложением Рейболда заключалось в строительстве громадного административного комплекса на месте Аэрпорта Гувер-Вашингтон - первого столичного аэропорта, открытого еще в 1926 году. Место для этого аэропорта изначально было выбрано неудачно, ВВП пересекала автомобильное шоссе, движение по которому останавливалось регулировщиками во время взлета и посадки авиалайнеров, мало того, перед ВВП располагались радиомачты, а после нее свалка. В общем, не успели аэропорт ввести в строй, как начали обсуждаться проекты переноса его в другое место, что и было сделано 16 июня 1941 года, когда на окраине столицы США открылся Национальный Аэропорт Вашингтона, ныне известный как Аэропорт им. Рональда Рейгана. Сейчас он обслуживает местные авиалинии штатов Мериленд, Пенсильвания и Вирджиния.



Заказывая War Department Building (на момент строительства - второе по размерам офисное здание в США), американские вояки были стопроцентно уверены, что вместе с Main Navy and Munitions Buildings площадей им хватит надолго. Оглущающее чувство разочарования настигло их сразу после сдачи комплекса в эксплуатацию в марте 1941. Дополнительно капитальную свинью подложили "коллеги" из Госдепа, потребовавшие себе часть площади. Чисто по беспределу.

Решение построить будущий Пентагон было очень удобным, так как а.) позволяло избавиться от никому не нужного объекта и б.) сэкономить время на процессе отчуждения земель. Таким образом, 28 июля 1941 года Конгресс открыл финансирование проекта, ответственность за реализацию которого была возложена на Соммервеля. Что интересно, проект Пентагона уже был готов. Еще 17 июля, сразу после заседания комитета Конгресса Рейболд связался с Соммервелем, тот позвонил в Пасадену, Калифорния в архитектурное бюро "Bergstrom and Witmer, Architects".

Почему именно туда ? Тому было несколько причин. Первой причиной было желание Соммервела как можно быстрее приступить к выполнению задуманного. Однако, в Вашингтоне уже вечерело, а в Калифорнии в силу разницы в часовых поясах рабочий день был в разгаре и тамошние архитекторы могли сразу же приступить к реализации проекта. Второй причиной была личность самого Джорджа Бергстрема (1876-1955). На протяжении тридцати пяти лет по всей Калифорнии строились различные общественные и офисные здания по его проекту. Вершиной (до Пентагона) творчества Бергстрема стало здание Pasadena Municipal Auditorium - роскошного концертного комплекса в пригороде Лос-Анджелеса, строительство которого заняло 7 лет с 1925 по 1932 годы. В 1941 65-летний Бергстрем, решивший наконец, создать собственную архитектурную фирму, настойчиво искал контракты в Вашингтоне и его усилия не пропали даром. Работа в Калифорнии закипела и уже через 5 дней был готов проект требуемого здания.

Кстати, земли все же не хватило и впоследствии под строительство комплекса Пентагона было приобретено в два этапа свыше тысяча квадратных миль земель, на что было потрачено свыше 2 миллионов долларов и выкуплены 150 жилых домов.



Интерьер Национального Аэропорта Вашингтона, сданного в эксплуатацию строительной фирмой Джона МакШейна 16 июня 1941 года, за несколько дней до того, как в Москве началась эксплуатация Аэропорта Внуково. Основными "рабочими лошадками" тогдашней гражданской авиации в США были самолеты фирмы "Дуглас" - DC-2 и DC-3.

Надо заметить, что Бергстрему не удалось довести работу до конца. 11 апреля 1942 году руководство Американского Архитектурного Института обвинило его в превышении служебных полномочий, в связи с чем он подал в отставку с поста главного архитектора Пентагона и его заменил Уитмор, а через год ушел и из фирмы, сосредоточившись на общественной и преподавательской деятельности. Он скончается в 1950, в возрасте 79 лет.

В качестве строительного подрядчика была выбрана контора 45-летнего Джона МакШейна, которого уже тогда называли "человеком, построившим Вашингтон". Компания МакШейна, ирландца по происхождению и яростного католика, которую он возглавил в 21-год после скоропостижной кончины своего отца, в 1930-60х годах построила свыше 100 объектов в Вашингтоне и окрестностях, включая упомянутый выше Национальный Аэропорт Вашингтона и Мемориал Джефферсона, а уже после Пентагона МакШейну доверят возведение библиотеки Франклина Делано Рузвельта в Нью-Йорке и капитальную реконструкцию Белого дома.

Во второй половине 50х МакШейн, возраст которого приближался к 60-ти расширит свой бизнес на Ирландию, где приобретет себе личный замок в Кенмаре и займется разведением скаковых лошадей. Скончается строитель Пентагона в Ирландии, в 1989, в возрасте 93 лет. Спустя 23 года президент Ирландии выделит 7 миллионов евро на восстановление бывшего замка МакШейна.

Кстати, несмотря на "звездный" характер конторы МакШейна мощностей его конторы и подключенных к работам "стройбатов" Соммервеля все же не хватало и к работам было привлечено еще два подрядчика из Вирджинии - Wise Contracting Company и Doyle and Russell.



Фрагмент проекта Джорджа Бергстрема

Непосредственно ответственным за строительство Пентагона Соммервелл назначил еще одного замечательного исторического персонажа - 45-летнего потомка французских гугенотов-эмигрантов Лесли Гровса, который руководил строительством Пентагона до сентября 1942 года, когда он получил звание генерала-майора был назначен военным руководителем Атомного проекта, который впоследствии, по инициативе Гровса, получил кодовое названием "Манхэттенский проект".

Работы на строительстве Пентагона начались 11 сентября 1941 года, через несколько часов, как МакШейн подписал с государством контракт на строительство на сумму в 31,1 миллиона долларов. Строительство велось реально бешенными темпами, порой строительство той или иной части здания начиналось раньше, чем утверждалась проектная документация. Вскоре после начала строительства японцы атаковали Пирл-Харбор и во всей очевидности встал вопрос об экономии стали, что осуществлялось на строительстве Пентагона довольно необычными методами. Например, количество лифтов было сокращено и вместо них строились железобетонные пандусы.

1 апреля 1942 года началось заселение работников Военного Департамента в уже готовую часть комплекса площадью 93 000 кв.м., а проектная документация на Пентагон была закончена только через 5 месяцев ! В итоге, здание было полностью сдано заказчику 15 января 1943 года. Оно представляло собой пятиугольник высотой 23 метра с внешней длиной каждой из сторон 281 метр. Окончательная стоимость строительства составила 83 миллиона долларов.

Со строительством Пентагона связана одна относительно забавная история. Дело в том, что его строительство велось не в Федеральном округе Колумбия, а на территории штата Вирджиния, где до 1965 года действовали сегрегационные законы. Таким образом, Гровску пришлось распорядиться построить в два раза больше столовых и туалетов, чем планировалось изначально. Об этом узнал Рузвельт в конце 1941 года посетивший стройку и он распорядился отменить это решение. Гровс подчинился, но так как удвоенное число туалетов и столовых уже было утверждено в проектной документации, десегрегация была осуществлена в виде снятия табличек "только для белых" и на душу работников Пентагона приходилось в два раза больше упомянутых столовых и туалетов, чем в полагалось по государственным нормам. Пентагон же до конца борьбы за равные права был единственным зданием в Вирджинии, где белые и черные решали бытовые проблемы совместно.



Торговый центр New Century Global Mall в Ченду построен в 2013 году. Его полезная площадь почти в три раза превышают таковую у Пентагона

На момент сдачи в эксплуатацию Пентагон был со своей полезной площадью в 610 тыс. кв.м. не только самым большим по используемой площади офисным зданием в мире, но и просто самым большим зданием в мире. В этом статусе Пентагон оставался до 1988 года, когда в Стамбуле было достроено здание торгового центра Perpa, в котором собраны штаб-квартиры, склады и торговые площади всех крупнейших производителей и торговцев бытовой электроникой в Турции. Общая полезная площадь этого здания составляет 660 тыс. кв.м., а общая длина коридоров 45 километров. В США первенство среди всех зданий Пентагон утратил 10 лет назад, когда в Лас-Вегасе было сдано казино Palazzo, где площадь всех помещений составляет 646 тыс.кв.м., а площадь собственно игрового зала чуть чуть не достигает гектара. На сегодняшний день по площади помещений Пентагон занимает 14-е место в мире, крупнейшем же строением является 100-метровый торговый центр New Century Global Mall в китайском городе Ченду, столице провинции Сиань. Полезная площадь его помещений достигает 1 760 тыс.кв.м., что почти в три раза больше, чем у Пентагона. Кстати, Ченду - последний крупный город в континентальном Китае, удерживавшийся гоминьдановцами во время Гражданской войны 1946-50 годов. Он пал только 10 декабря 1949 года, почти через три месяца после провозглашения в Пекине Китайской Народной Республики и через 2 недели после бегства Чан Кайши на Тайвань.



Дворец Казерта, Неаполь.

Кстати, а знаете какой в мире самый большой дворец ? Нет, не Лувр. Дворец королей Королевства Обеих Сицилий в пригороде Неаполя Казерте, построенный в 1780-х годах, имеет площадь 235 тыс.кв.м, в полтора раза больше чем упомянутый Лувр. Но это так, нюансы.

Пентагон, США, история, армия

Previous post Next post
Up