Страдает скорость чтения! О редких случаях нарушения восприятия

Feb 27, 2015 01:11

Чаще всего проблема трудности овладения учениками начальных классов нормальной скоростью чтения объясняется снижением интеллекта. На самом деле, в редких случаях, могут быть совершенно неожиданные причины.

В моей практике было всего несколько случаев, когда дети и подростки с нормальным природным интеллектом очень плохо учились в связи с тем, что к 10-12 годам с трудом читали. При чтении не понимали смысла предложений, искажали произношение слов (пропускали или путали звуки). Естественно, все они могли готовиться к урокам только с помощью взрослых. Каждый день подолгу с ними занимались чтением или близкие, или нанятые педагоги. Занятия с логопедами, дефектологами были также безрезультатными.

Из-за постоянной критики учителей, родителей эти дети, конечно, были очень нервными, закомплексованными. Им было тяжело слушать, что они тупые, ленивые, не стараются, позорят родителей и будут неучами. Что интересно, всегда попадали ко мне не с проблемой чтения. Проблема эта выяснялась при диагностичнеском интервью.

Всякие парадоксальные случаи для меня всегда очень интересны. И у меня всегда возникает желание во что бы то ни стало разобраться в их причинах, чтобы выяснить, насколько они поддаются психотерапии. И парадоксы неумения читать при нормальном интеллекте, естественно, меня не могли не заинтересовать.

Хотя у каждого ребёнка были свои причины появления этого парадокса (что требует долгого описания), но результатом оказывалось: они видели, глядя на слово, только одну букву. Другие буквы расплывались, затемнялись или скакали. То есть имело место тоннельное зрение! Вот такое редкое восприятие текста.

Тщательное изучение особенностей восприятия ребёнка в таких случаях помогает мне быстро - за один сеанс - преодолеть неадекватное восприятие слова, текста. Ребёнок начинает видеть слова, читать. Моментально после этого исчезает активное неприятие чтения. Оно сменяется бурной радостью, удивлением и снижением напряжения.

Есть одно "но": поскольку у таких детей нет опыта чтения, бегло читать у них получается не сразу, а через несколько дней. После первого сеанса, конечно, нужно наблюдение и закрепление успеха, чтобы удостовериться, что нет вторичной выгоды.

Кроме того, важно консультирование родителей, чтобы они изменили тактику поведения по отношению к чтению, скорости чтения их ребёнка. В идеале, конечно, - семейная психотерапия.

психотерапия, дети, восприятие, скорость чтения

Previous post Next post
Up