Из машины / Ex Machina (2015)

Jun 01, 2015 18:23

Движущий инстинкт

Цели другие!
Бессмертный ответ М.В. Масловой в ответ
на мои очередные причитания в духе
«Почему они делают так, как делают?»

Cherchez la femme (Шерше ля фам) - французское выражение, которое
буквально означает «ищите женщину». В том смысле, что, когда
мужчина ведёт себя необычно или мотивация его поступков неясна,
причиной его поведения зачастую оказывается женщина.
Википедия

Я-то знаю, откуда я взялся...
Но откуда взялись все вы, зомби?
Роберт Хайнлайн


Калеб, застенчивый программист, становится победителем розыгрыша уникальной вакансии, проводимого главой его компании - гением и миллиардером Нэйтаном, создавшим всемирно популярный поисковик BlueBook (такой супер-гугл). Калеб прилетает в дом-лабораторию Нэйтана в горах. Его задача - в течение недели тестировать андроида с искусственным интеллектом на наличие самосознания. Андроид оказывается девушкой по имени Ава - и начинаются проблемы…

Этот камерный фильм - режиссерский дебют Алекса Гарленда, писателя и сценариста, что подвизался на ниве исследования человечности («Пляж», «28 дней спустя», «Пекло», «Дредд»). Всё действие - разговоры в четырех стенах, оживленные красивым обнаженным женским телом (особенно Алисии Викандер!). Но затронутая тема и неожиданные повороты завораживают и не отпускают до финала.
Гарленд строит интригу на развитии идеи теста Тьюринга. Суть теста - если человек беседует с искусственным интеллектом и не догадывается об этом, значит - это правда искусственный интеллект. Автор усложняет игру: Калеб знает, что общается с ИИ. Но как определить, что ИИ осознает себя? А если это к тому же - девушка? И что, если она очень нравится застенчивому программисту?

Гений Нэйтан создал машину по принципу поисковика - но не в смысле, что она удовлетворяет запросы, а в том, что она отражает образ мыслей. И наделил ее женским телом - хотя мог бы оставить «серым ящиком». Калеб задается вопросами, почему так; Нэйтан объясняет, и их диалоги - саркастическая оценка человеческого мышления и способа реагирования.
Жан-Поль Сартр сказал, что суть реальности составляет недостаточность, всеобщая и вечная нехватка чего-либо. Взаимодействие возникает из потребности, а потребность - из противоречия, вызванного недостаточностью. А какая необходимость двум серым ящикам взаимодействовать между собой?
Поэтому:

- Я вложил в нее гетеросексуальность. Ты тоже когда-то был таким запрограммирован. Природой, воспитанием… или и тем, и другим.

Как гласит тэглайн фильма, «Стирая разницу между человеком и машиной - размываешь разницу между человеком и богом». Это не про тщеславие. Это про то, что «человеку нужен человек» и антропоморфируя андроида, мы спускаем его до своего уровня - а сами мы гораздо больше животные, чем нам нравится представлять.
В научной среде сегодня соперничают два подхода, объясняющие поведение человека: инстинктивный - признающий человека лишь «зазнавшимся млекопитающим» и основанный на врожденных инстинктах поведения особи в группах; и гуманитарный - упирающий на то, что поведение - результат воспитания и «приобретенных» культурных навыков. Инстинктивная модель «опускает» человека до животного, гуманитарная - приближает к богу. Правда, видимо, посередине и в том, что звание человека - не врожденное; сперва надо хорошо поработать над собой.

Наделив ИИ внешностью и функционалом женщины, гений добился того, что в ней заработала инстинктивность. В данном случае она - не врожденная, а приобретенная, но в конце концов инстинктивные программы появились не случайно: они старше и опытней именно потому, что логичнее и «умнее» нашего ума. Просто у них цели другие.
И, даже зная их, нам не вырваться - ни самим, ни с помощью андроидов - пока мы сами не создадим в себе «стержень» человечности из ценностей и принципов: сознательный интеллект внутри не очень сознательного.
Меня иногда убеждают, что никто ни в чем не виноват и можно понять (и принять) любую низменную страсть и подлость чудаков на букву "м". А на самом деле, словами маленького принца, они - не люди, они - грибы. Биороботы, ведомые импульсами лимбической системы. Это триггер без поля для компромиссов: хочешь быть человеком - веди себя по-человечески.

А если совсем по-простому, это кино о том, как еще одна женщина обманула еще одного мужчину.





модус вивенди, дорогой желтого кирпича, кино, think-tank

Previous post Next post
Up