Шифр созвездия
Математика - самая отвлеченная из наук - на войне не имеет непосредственного применения. Роберт Харрис в увлекательном шпионском триллере "Энигма" показывает, насколько это мнение ошибочно.
9 мая 1941 года близ Гренландии британские эсминцы захватили немецкую субмарину U-110. Эта победа имела неоценимое значение - впервые в руки англичан попала одна из шифровальных машин "Энигма", при помощи которых весь Вермахт обменивался зашифрованными сообщениями. В Блетчли-парке - поместье близ Лондона - был создан центр дешифровки, в котором собрали ведущих математиков и шифроаналитиков Англии. "Энигма" включала три ротора (диски, при шифровке заменявшие одну букву на другую). Количество комбинаций было таково, что вручную расшифровать сообщения "Энигмы" не представлялось возможным. К тому же немцы каждый день меняли шифры. Однако англичане впервые применили против шифровальной машины - дешифровальную машину (она называлась "Бомба Тьюринга" - потому что отчетливо тикала при подборе комбинаций).
Сложилась уникальная ситуация: расшифровывая донесения, союзники знали про передвижения фашистских войск всё. Но к началу 1942-го немцы добавили к "Энигме" 4-й ротор - и англичане более полугода не могли расшифровать новый код. Наконец в октябре 1942-го моряки с эминца "Петард" сумели снять с тонущей U-559 сборник шифров метеокодов (два героя при этом ушли на дно вместе с субмариной).
Книга Харриса начинается с возвращения талантливого математика Тома Джерихо в Блетчли-парк в 1943-м. Именно он за несколько бессонных месяцев сумел расшифровать код 4-роторной "Энигмы" - и получил нервный срыв. Очередная смена кода потребовала его возвращения: конвой из США с десятками тысяч моряков и тонн груза столкнулся в Атлантике с "волчьей стаей" немецких подлодок - нужно было срочно получить данные о перемещениях противника.
Но Джерихо возвращался в Блетчли не только с профессиональной задачей. Несколько месяцев назад он встретил в поезде молодую девушку Клэр - тоже работницу центра дешифровки. Они сблизились, и всё это время он постоянно думал о ней. Том возвращался, чтобы вернуть её.
Однако, оказавшись в Блетчли, Том узнаёт, что Клэр бесследно исчезла. Её поиски выведут его на след вероятного шпиона, намеренного передать фашистам сведения о том, что коды "Энигмы" расшифровываются. И смертельно усталый математик будет вынужден искать не только любимую, но и разгадку запутанной тайны её исчезновения...
Роман читается на одном дыхании. Харрис выбрал сложную тему - чтобы разобраться в хитросплетении интриги с "Энигмой", потребуется напрячь извилины. Однако он сумел так увлекательно раскрыть перед нами мир шифроаналитики, что даже технические подробности обретают яркость и пробивающую вескость. При этом писатель не пренебрег деталями и достоверностью: местами описания работ с "Энигмой" делаются скрупулёзными, но никогда - занудными.
Книги Харриса строятся на фактурных характерах: все свои сюжеты - от Древнего Рима ("Империй", "Помпеи") до современности ("Призрак") и альтернативной истории ("Фатерлянд") - писатель населяет живыми и особенными героями, которых потом сложно позабыть. К тому же Харрис умеет мастерски увязывать глобальное с личным: в "Энигме" это огромное значение
битвы за Атлантику для исхода всей войны - и отношения героя с таинственной девушкой Клэр.
В сюжете книги то, как шифроаналитики бьются над кодами "Энигмы", переплетается с историей шпионажа, измен (любовных и - Родине) и внутриведомственной борьбы. Всё не то, чем кажется: даже интригующие откровения в финале книги наслаиваются одно на другое, как многократно зашифрованный текст - один, другой, третий слой... Моральные вопросы сталкиваются с профессиональными вызовами и известными историческими тайнами.
Это блестящая проза, с равной красочностью рисующая и игру разведок, и быт во время войны, и личные драмы. Но сильнее всего цепляют отношения и чувства: вечны во все времена не только спирали истории, но и то, как мужчина смотрит на женщину, которую ему не забыть.
Любые достаточно глубокие отношения - вроде стройного математического доказательства или шахматной задачи, которые обладают, по словам Годфри Харди, тремя качествами: неминуемостью, непредсказуемостью и лаконичностью. Они похожи на простое и четкое созвездие, а не беспорядочное скопление звезд. Для Тома Джерихо, героя книги, такой задачей - кроссвордом и доказательством - была Клэр. Дарящая надежду разгадкой, она - его стройное созвездие.