Высшая проба - любовь
Моя девочка, ты красивая, как баньши,
Ты пришла мне сказать: умрёшь, но пока дыши.
Только не пиши мне, милая: пожалуйста, не пиши!
Никакой ведь души не хватит.. Усталой моей души.
Вера Полозкова
Выдающийся оценщик произведений искусства и управляющий аукционного дома Вёрджил (Джеффри Раш) все жизнь посвятил шедеврам. Пользуясь своим умением определять более или менее ценные подделки, он собрал большую коллекцию женских портретов, написанных мастерами разных эпох. Однажды Вёрджилу позвонит молодая Клэр (Сильвия Хукс), умоляя лично заняться оценкой антиквариата, собранного её покойными родителями в огромном особняке. Начавшись как привычная работа, встреча с Клэр станет для Вёрджила историей всепоглощающей любви.
Этот блистательный шедевр неправильно представили. Почти в каждом описании акцент - на интриге с продажей коллекции из старинного дома. Искусство правда занимает в картине важное место, но центральное отдано искусству ухаживать за женщиной. "Лучшее предложение" - одна из самых ярких любовных драм.
Итальянский режиссер и сценарист Джузеппе Торнаторе обладает редким даром превращать женщину в богиню. В "Лучшем предложении" эффект умножает общая изысканность постановки: красивейшая картинка, великие произведения и искусные интерьеры в кадре. И когда камера впервые выхватывает точеный силуэт и трепетное лицо Сильвии Хукс, она сияет, лучится и плавит сердце - настоящий ангел, пред которым меркнут все шедевры. Сжатый Джеффри Раш, представший в начале жестким монолитом, вблизи неё рассыпается угловатостью.
Номинально говоря об искусстве, Торнаторе ведет речь про человеческие чувства, проникая этим под кожу. Его Вёрджил - виртуоз в распознавании подделок благодаря убеждению: в каждой подделке есть что-то подлинное. Внутренний свет шедевров рождает эмоции - но чувства сложны, и их тоже можно подделать.
В мире искусства и постоянного теста на пробу единственной абсолютной подлинностью для Вёрджила является его коллекция портретов миловидных женщин. Это не просто холсты - и дело не только в их баснословной стоимости. Отданной им увлеченностью, количеством труда и страсти, бесконечными часами созерцания в этой коллекции картин воплотился весь Вёрджил. До тех пор, пока не встретил Клэр.
"Достанется тому, кто сделает лучшее предложение", - привык восклицать он на аукционах, представляя произведения искусства. Клэр, подобная самому совершенному произведению, стала лучшим предложением для него.
Посвятив всего себя ей, собирая по её дому детали старинного механизма, отвечающего на любые вопросы - подделку человека - Вёрджил вскоре узнает, что делает с нами любовь. Её привычно определяют по готовности всем пожертвовать ради того, кого любишь. Или, бескорыстно отдавая, радоваться тому, что в твоей жизни были эти прекрасные мгновенья - даже если ничего не осталось. Оба представления - сладкий самообман людей, у которых внутри - дыра.
Любовь стирает все границы - благодаря ей узнаёшь, есть ли за ними что-то. Довольствуясь тем, что было подлинного между ним и Клэр, Вёрджил утратил себя. Вроде остался целым - но не цельным, полым внутри: лишь крутящаяся шестерёнка в бездушном механизме. Заранее это увидеть невозможно, поэтому влюбиться - лучшее, что может случиться с человеком. Любовь - лакмус, безошибочно выявляющий, подделка ты или нет.