Великий Гэтсби / The Great Gatsby (2013)

Jun 04, 2013 21:01

Власть несбывшегося


Ник Каррауэй (Магуайр) - бывший финансист с Уолл-Стрит, будущий писатель - беседует с психотерапевтом, находясь в санатории, где он лечится не то от нервоза, не то от алкоголизма, а скорее всего - и от того, и от другого. Нервоз и алкоголизм - не из-за пошлой разгульной жизни: чтобы понять, как он дошёл до этого, Нику придётся мысленно вернуться на семь лет в прошлое и вспомнить историю знакомства с Джеем Гэтсби, перевернувшего его представление о людях. Гэтсби (ДиКаприо) был богатым «новым американцем», поселившимся на Лонг-Айленде рядом с Ником и его троюродной сестрой Дэйзи (Маллиган). Он постоянно закатывал роскошные вечеринки, и однажды Ник получил приглашение на одну из них. Гэтсби был блестящ и непостижим, его окутывал ореол тайны, никто не знал, кто он и откуда. Но Нику представилась возможность узнать, кем был Гэтсби, заглянуть в его душу и увидеть там «редкостный дар надежды, романтический запал» и мечту о Дэйзи…

Для База Лурмана, превращающего все свои фильмы в красочные представления, где актёры поют и кружатся в блистательных декорациях, «Великий Гэтсби» - самый необычный опыт. Картинный, поражающий сочными цветами и невероятными полётами камеры, сорвавшейся прочь со всех штативов и вальсирующей над грандиозными панорамами, «Гэтсби», тем не менее, очень серьёзен. «Ромео + Джульетта» была песнью любви в авантюрном модерновом исполнении, «Мулен Руж» с «Австралией» - романтическими поэмами про притяжение любящих сердец. А «Гэтсби», кажется, первый фильм База Лурмана, который - не игра.
Несмотря на «открыточные» виды и пышные декорации для сцен, здесь всё - предельно реально, без любимой Лурманном опереточной условности. Никто из героев не только не поёт, но и ведёт себя и поступает только так, как это могло бы происходить в настоящей жизни. Словно Лурман, скрепя сердце, вытащил из-под ног персонажей своей картины столь любимую им сцену ради того, чтобы донести до нас то из книги Фицджеральда, что растревожило его самого.
Ему это блестяще удалось. Новый «Гэтсби» - однозначно лучшая экранизация, несмотря на 3D, глянец, «мьюзикальность» и общую голливудскую громоздкость. Парадоксально, но всё перечисленное работает на образ и замысел фильма, а не против. История, масштаб постановки и режиссёр здесь удивительным образом совпали между собой, что в кино бывает невообразимо редко. Тем приятнее всем и каждому сообщить: Баз Лурман - потрясающий постановщик, а «Гэтсби» - великий.
Единственная претензия, которую этому фильму можно всерьёз предъявить - неправильный кастинг для вторых ролей. На фоне исполинского, пронзительно играющего ДиКаприо невыразительные Кэри Маллиган (Дэйзи) и Джоэл Эдгертон (её муж Том) создают ощущение вакуума - будто драма жизни и судьбы Гэтсби разворачивается на фоне совершенной пустоты. Содержательно, в общем, так оно и есть (кастингом всё же не дураки занимались) - но выведенная во внешние образы пустота и пресность этих персонажей обесценивает устремления самого Гэтсби. В «Титанике» герой ДиКаприо любил обаятельную и задорную, юную Кейт Уинслет, в «Ромео и Джульетте» - хрупкую и нежную, ангелоподобную Клэр Дэйнс. Но как можно поверить, что для Гэтсби любовью всей жизни стала скучная Кэри Маллиган с глазами потерянной овечки? И что делает такая, как Дейзи, рядом с неприятным типом, воплощённым Джоэлом Эдгертоном? Из-за этих несоответствий задуманные Фицджеральдом драматические повороты в фильме кажутся следствием не взаимодействий характеров - а того, что Гэтсби сам себе чего-то напридумывал. И история про его дар надежды, мечты и сны, и зелёный огонёк от этого тускнеет.
Многие критики и зрители записали в мискастинг также Тоби Магуайра (Ника) - на том основании, что в книге он кажется самым разумным, здравомыслящим и понимающим героем, а в фильме предстаёт слегка примороженным и несуразным пареньком. Однако это, возможно, - пласт, который раньше все упускали из виду, а Баз Лурман сумел разглядеть и вытащить из книжного бормотания Ника Каррауэйя. Поскольку Дейзи в фильме пресна, как промокашка, экранный Гэтсби остаётся один на один со своей мечтой вернуть прошлое, и на передний план выступают уже отношения героев ДиКаприо и Магуайра (которые в реальной жизни - друзья с детства). Любовная линия оказывается глубоко вторичной, а фильм - историей о дружбе, которая должна была спасти и Гэтсби, и Каррауэйя.
Вот так то «единственное, что Лурман привнёс в историю от себя», которое только и смогли заметить бесчисленные критики, оказывается главным стержнем всей картины. Магуайр - отличный актёр, и то, что его Ник смотрится в фильме нелепым и угловатым - не актёрская неудача, а часть замысла. Роман Фицджеральда был о том, как молодому человеку с амбициями писателя выпал шанс заглянуть в редкостную, блещущую надеждой и мечтой человеческую душу, и узнать, что человек с целью в окружении праздного и пустого большинства кажется великим. Фильм Лурмана - о до слёз обидной неспособности вовремя увидеть признаки родства во встреченном человеке, о душевном снобизме, слабости и трусости, которые не дают состояться ни одной прекрасной дружбе.
В книге Ник начинает с того, что признаётся нам в «сдержанности в суждениях» - в качестве оправдания, видимо. В фильме он смотрит сквозь обледенелое окно, оставшись правым насчет того, что нельзя вернуть прошлое. Это ясное и разумное суждение - когда речь идёт о другом человеке; но оно исполосовывает душу бесполезным сожалением, когда это твоё собственное прошлое. Если бы только у тебя нашлось мужество действительно подружиться с Гэтсби - всё могло бы быть по-другому, старина.

лего из эго, кино, на что жалуетесь

Previous post Next post
Up