Теория элит
Спасать. Опять спасать. До каких же пор вас нужно будет спасать?..
Почему вы не желаете утруждать свой мозг? Почему вы так не хотите
думать? Как вы не можете понять, что мир огромен, сложен и увлекателен?
Почему вам все просто и скучно? Чем же таким ваш мозг отличается
от мозга Рабле, Свифта, Эйнштейна, Строгова?
Братья Стругацкие, «Хищные вещи века»
Этот фильм обнажает сущности. Люди умирают не потому, что богу жалко, а потому что надо уступать места другим. Временное гетто, где у тебя всегда нет времени - есть, но выйти из него никто не запрещает.
На кофе тратишь четыре минуты, на транспорт - два часа (а еще вчера это был час). И есть люди, которые за часами не следят.
Одного из таких встречает хороший парень Уилл Салас в баре, где тот убивает время. Последовательность событий приводит к тому, что Уилл получает сто лет (жизни, не тюрьмы - это из другого фильма). «Не растрать моё время» - пишет незнакомец напоследок.
Сделать биологию метафорой экономики первым из современников догадался не режиссер Никкол - а писатель Пелевин. «Ты делаешь деньги из себя». Достаточно крутая машина действительно стоит 59 лет. Инфляция - не то чтобы заговор, но, в общем, выглядит подозрительно.
Самое простое - понять этот фильм примитивно, в духе лежащей на поверхности классовой теории Карла Маркса. «Никто не должен быть бессмертным, когда другие умирают» - поэтому надо «всё взять и поделить»: привет, Шариков!
В фильме Эндрю Никкола (автора «Шоу Трумена» и пронзительной «Гаттаки», на минуточку) есть второй слой, где все умнее и тоньше. И он просто над нами издевается. Если никого нельзя убедить примером (см. «Гаттака»), то, может, убедить антипримером?
Салас-Тимберлейк с бандитской адреналиновой зависимостью раздает время «беднякам», молодым ульяновым-ленином бегая за ручку с дочерью скучного отличника-магната, которая в безопасности не возбуждается. Он всегда оставляет себе только один день - как и гоняющийся за ним с чекистским фанатизмом «страж времени» (Киллиан Мерфи).
Характеры глубоко прописаны скупыми штрихами: всем нам встречались в жизни такие вот «чекисты» с горячим сердцем, обаятельные бандиты и безбашенные девчонки-оторвы. И все они одинаково служат системе, даже не подозревая.
Система - в антропологии (если не в биологии). Салас раздает людям время - берите, живите на полную! Но что делают люди, получив много времени (как и много денег)? - Ни-че-го. Они выходят на улицы и ничего не делают. Им нужно много времени - чтобы ничего не делать. Чтобы было весело и ни о чем не надо было думать. Одна девушка мне сегодня сказала: «Ненавижу сидеть дома - просто нечем себя занять».
Тут у меня слова кончаются, см. эпиграф.
Сильвия Вайс, дочь магната, в скором споре с социалистом-Саласом обронила: «Если бы мой отец раздавал время, как бы он построил все эти здания?». Возможно, скучный магнат совсем не скучный. Возможно, исполинское здание банка в финальном кадре на фоне поднимающихся в него воров с пистолетами - ирония автора.
Салас и Сильвия простые ребята - Бонни и Клайд. Им грабить банки, адреналинить: два пистолета, и всё готово. Чекисту - ловить их, толпе - тупить. Минуты - на кофе, часы - на транспорт, в карты можно выиграть целую эру - чтобы раздать ее ни за что. А ведь 105-летний парень, подаривший Саласу время, вначале ясно написал на стекле: «Не растрать моё время».
Так что вот о чем, пожалуй, этот фильм. Самое важное: время, как и жизнь, нельзя подарить, передоверить - ее можно только прожить самому. Не знаешь, зачем - лучше умри поскорей. Такая вот «теория элит».