Почти как люди

Oct 24, 2019 20:02




На днях слушал ролик Ивана Диденко, и на ум пришла одна мысль.

В психологии описан эффект "зловещей долины": если мы видим существо, которое обликом и поведением похоже на человека, но чуть-чуть отличается от него, это существо вызывает в нас крайне неприятные чувства.

Не может ли аналогичный механизм работать и для сюжетов?

Вспомним класический рассказ Харлана Эллисона "У меня нет рта, а я хочу кричать". Герой этого произведения добивается своих целей способами, возрастающими по сложности, и не достигает их. Впечталение рассказ производит совершенно безнадёжное - кто хочет, может убедиться.

Но Эллисон хотя бы писал рассказ ужасов. А вот чувства, возникающие после чтения рассказов Джеймса Балларда объяснить гораздо труднее. Это одни из самых жутких текстов, которые я читал в своей жизни - притом что никаких явных сюжетных ужасов в них, подчас, не выводится. Но поведение и мотивация героев там совершенно нечеловеческие, и это пугает.

Думается, что тягостное чувство, возникающее от многих произведений современного искусства (в первую очередь, литературы и кинематографии, где совсем отказаться от сюжета не получается), вызвано не тем, что они выявляют какие-то скрытые чувства и комплексы зрителя - как то мнится авторам, - а этим эффектом столкновения с не(до)человеческим. Некоторые мастера, очевидно, прибегают к нему сознательно (здесь мне на ум сразу приходит Ларс фон Триер). По большей же части творцы просто играются с построением сюжета и, незаметно для себя (они ж своё произведение любят), сваливаются в зловещую долину. А потом удивляются - что это люди их не смотрят и не читают.

Извините, мы не быдло, просто рука сама к осиновому колу тянется. Ничего личного - только психология.

Иллюстрация: Сальвадор Дали "Осенний каннибализм".

литература, фантастика, кино, беспокойство, искусство

Previous post Next post
Up