На "Элементах" появилось
интервью, которое лингвист и правозащитник Сергей Лёзов дал "Троицкому варианту". Это серьёзный, очень показательный и местами грустный рассказ о человеке, социальном типе и времени.
Тут много, о чём можно поговорить, но сейчас хотелось бы остановиться на одной детали, которая, что называется, зацепила. Лёзов рассказывает о своём переходе на работу в Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) в начале 80-х:
"Когда я в первый раз пришёл в отдел государства и права, на новое рабочее место (это здание на Якиманке), то застал следующую картину: Юра Пивоваров, молодой, красивый и усатый, стоит в клубах сигаретного дыма, попой опираясь о свой рабочий стол, стряхивает пепел и молвит: «А я считаю, что "Доктор Живаго" - самый християнский роман в русской литературе!» Его слушают Кулист и Юлий Лазаревич Атливанников, - как мне объяснили, провалившийся гэбистский «резидент», которого отправили в ИНИОН в качестве синекуры - доживать. Это декабрь 1983 года, у власти Андропов, на улицах Москвы днем ловят прохожих, укрепляют трудовую дисциплину".
Когда я в школе учился, был у нас дома сборник анекдотов про Штирлица. И имелся там, среди прочих, такой анекдот:
"Штирлиц зашел в кабинет и увидел Мюллера в буденовке, сидящего на столе и играющего на балалайке.
- Да, Штирлиц, - меланхолично произнес Мюллер, - не один вы тоскуете по родине!"
Я по подростковой наивности думал, что это шутка юмора. А оказалось - реалистичная зарисовка из жизни СССР времён позднего застоя.
И после этого кто-то ещё удивляется, что Союз развалился!