Не прячьте ваши денежки по банкам и углам

Jul 30, 2022 12:46



Вчерашняя замечательная статья ув. Виктора Мараховского о страхономике, думаю, требует некоторого дополнения со стороны теории коллективных действий.

Поскольку вышеупомянутая статья находится в платном доступе (на который я настоятельно рекомендую раскошелиться - оно того стоит), уместно расшифровать значение нового термина: страхономика - это совокупность бизнесов, возбуждающих в клиентах страхи, а потом вызывающихся успокоить их за отдельную плату. Легко заметить, что всякое страхономическое начинание, переросшее мелкое B2C-мошенничество ("Дорогой! Вижу порчу на тебе! Не будет тебе счастья, но я могу помочь! Позолоти ручку..."), требует организации коллективного действия.

Классическая работа Мансура Олсона [1] выделяет следующие случаи, когда большие коллективы удаётся сподвигнуть на производство общественных благ:
1) их заставляет государство,
2) такие блага производят институты с обязательным членством (формальным, как многие профсоюзы, или неформальным, как профессиональные сообщества, "отменяющие" неугодных специалистов),
3) институты финансируют производство общественных благ за счёт других, частных благ, которые они предлагают своим участникам (пример: профессиональные ассоциации, которые продают образование и другие услуги в розницу и за счёт этого могут, например, заниматься установлением отраслевых стандартов).

Впоследствии учёные предлагали другие, более сложные институциональные решения, обеспечивающие коллективные действия, но нас здесь они не интересуют. Очевидно, что схема "испугать - стрясти бабло - раствориться в тумане" никаких сложных институтов не предполагает.

Соответственно, страхономика коллективных действий предполагает три линии поведения:
1) напугать государство, чтобы оно юридически обязало всех платить организатору;
2) напугать организации с обязательным членством, чтобы они стали причинять достаточно неприятностей тем, кто не платит организатору;
3) предлагать напрямую людям фиктивную услугу (избавление от страха) за мелкий прайс.

Напугать массы людей проще чем организации и, тем более, государство. Последние могут потратить время и деньги на экспертную оценку страхономических предложений. К тому же они состоят из людей и процедур; и если людей можно напугать, то процедуры не боятся ничего ибо неживые. Однако выгодоприносителями в страхономике в любом случае выступают простые граждане, поэтому организатор может попробовать взять государство или организации с обязательным членством в долю. Его выгода от каждой отдельной транзакции при этом окажется меньше, но куда больший масштаб операций вполне способен перекрыть этот эффект.



[1] Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. - М.: ФЭИ,1995.

На иллюстрации: Грета Тунберг стращает.

общество, экономика, экономическая теория, манипуляции

Previous post Next post
Up