Печальная история Кишона...

Feb 02, 2008 01:53

Выдержка из Википедии:
Кишон - река в Израиле, протекающая в Израэльской долине. Берет начало в Нижней Галилее и впадает в Хайфский залив Средиземного моря. Возле устья находится порт Кишон. Длина реки - 13 км.


Кто-нибудь раньше читал эту статью? В каком году вообще она написана?

Река Кишон стала известной, когда более 750 человек из числа подводников, служащих на верфях, и спортсменов, тренировавшихся в этом районе, заявили о возникновении у них раковых заболеваний. До сего дня мутные воды этой невзрачной речушки несут в Хайфский залив токсичные отходы нескольких крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий Израиля, уютно устроившихся по ее берегам со времен Британского мандата.

До недавнего времени об этом только говорили и делали различного рода предостережения, которые дальше советов врачей не шли. Однако в августе этого года комиссия под руководством бывшего судьи Верховного суда Меира Шамгара приступила к выяснению обстоятельств заболеваний, причин и виновных в многолетнем молчании, стоившем многим жизни. В эти дни в Тель-Авивском университете проходит открытое заседание комиссии, на котором присутствуют сами пострадавшие, родственники уже погибших военнослужащих и врачи, к которым обращались в те годы подводники и гражданские.

"Я служил в спецподразделении морской пехоты с 1969 по 1972 год, - рассказывает членам комиссии один из бывших солдат. - Мы не просто каждый день погружались в воду реки Кишон - мы ныряли с шести утра до часа дня. Когда летом вода нагревалась до 30 градусов, мы ныряли буквально в одних плавках, без специальных костюмов. Часто после погружения были красные глаза, раздражение на коже… В 1996 году у меня обнаружили злокачественную опухоль величиной с куриное яйцо. По мере прохождения курсов химиотерапии опухоль пропадала, но через какое-то время появлялась снова. У меня был бизнес, но сегодня все деньги уходят на лечение… Я не знаю, что будет со мной и с моей семьей, если никто не берет ответственность за случившееся".

Другой бывший подводник сообщил комиссии, что не у него, а у сына, который родился через год после его службы в части "707" военно-морской пехоты, тренировавшейся в водах реки Кишон, обнаружена меланома. "Мы погружались в воду каждый день по несколько часов. Когда слишком сильным было раздражение на коже, глаза были красными, нам давали отпуск домой на пару дней. Сегодня мой двадцатилетний сын страдает из-за того, что никто не занимался исследованием причин загрязнения воды, не слышал наших жалоб. А мы просто выполняли приказ".

Первыми тревогу забили врачи, практиковавшие в то время в Хайфе и прилегающих окрестностях. Сегодня они говорят, что в середине 80-х случаи обращения больных с похожими жалобами и симптомами токсичного отравления увеличились. Особенно много больных приходили из секретных спецподразделений морской пехоты. "Уже начиная с 1987 года я постоянно запрашивал вышестоящие инстанции, что такое в воде Кишона? Я обращался в Институт Бактериологии с тем, чтобы они мне дали ответ и провели необходимые исследования, - рассказывает доктор Исраэль Трайберг. - Никто мне ничего не ответил. Однако, сопоставив ряд похожих данных, жалобы больных, симптомы заболеваний, мы сделали заключение о том, что работа и тренировки в реке Кишон являются опасными для здоровья. Мы составили рекомендации, по которым просили остановить подводные учения в этом районе до выяснения причин. Однако армия - это не тот институт, которому можно приказать делать что-то или не делать…"

По исследованиям специалистов-экологов, в частности, члена руководства Израильской конфедерации независимых экологических организаций "Жизнь в Окружающей среде" ("Хаим бе-свива") Михаила Сандигурского, река Кишон - действительно опасна: "В реку сбрасываются сточные воды предприятий, расположенных вокруг Хайфы, в том числе, и занимающихся переработкой нефти. Кроме многих других отходов, в реку попадает большое количество вещества бензальфапирен, которое очень токсично и канцерогенно…" Это вещество опасно даже в малых дозах, поэтому у людей, погружающихся в воду Кишона и пьющих ее, у рыбы, живущей в реке, "риск заболеваний выше, чем у простых купальщиков".

Однако военное командование, несмотря на полученные рекомендации врачей и экологов, продолжали тренировать подводников в отравленной воде реки Кишон на протяжении более 12 лет. Сегодня пресс-служба ЦАХАЛа вообще отрицает тот факт, что армии было известно о болезни своих солдат и о заражении воды. Генерал Яари, по сообщениям газеты "Едиот Ахронот", считает, что "такие утверждения бросают тень на руководство военно-морских сил. Тем более, что учения в реке Кишон были запрещены с 1989 года".

Может быть, официально и было такое постановление, но, как сообщают Комиссии свидетели, и в 1990 году, и в 1992 подводники продолжали там нырять. И армия не желает нести ответственность за смерть и болезни своих подчиненных, не помня сегодня о рекомендациях врачей.

Но есть еще одна сторона, которая, по идее, должна была взять на себя обязанность профессионального исследования воды из Кишона и ответственность за людей. Министерство экологии и окружающей среды Израиля не отрицает, что разговор об опасности купания и, тем более, подводных тренировках в реке Кишон идет с конца 80-х годов. Объясняя причину своего молчания, представитель министерства экологии в городе Хайфа Цви Фурер обвиняет во всем сами заводы: "Мы не можем на них воздействовать, они не пускают наши комиссии проверять…" Несмотря на то, что земля заводов является их частной собственностью, верится с трудом в то, что перед представителями министерства настолько плотно закрывают двери. Неиерархический сепаратизм государственных структур, судя по всему, запутался в своих правах и обязанностях.

А тем временем в реке Кишон, как сообщает газета "Едиот Ахронот", и рыба умирает от раковых заболеваний. Сегодня в воде специалисты обнаружили такие химические вещества как кадмий, хром, мышьяк, никель, которые "плавают" в большом количестве, способном привести не только к отравлению организма, но и к образованию раковых опухолей. Доказано, что виновны заводы в этом загрязнении, так как на протяжении более чем 50 лет сбрасывают свои токсичные отходы в Кишон. Но будучи так называемыми "государствами в государстве", стоя на действительно своей земле, купленной еще в годы власти Британского мандата, нефтеперерабатывающие заводы, наверное, имеют какую-то связь с "большой землей" как географическую, так и экономическую.

Три ответчика, не считая военных врачей, как будто сплелись в одном клубке против природы и жизни: заводы сбрасывают отходы, армия не видит связи между болезнями подводников и тренировками в Кишоне, министерство экологии сетует на трудности в работе с нарушителями. А ветераны-подводники и вдовы погибших ждут. Ждут результатов расследования, ждут, когда армия признает свою вину, а своих бывших подчиненных - инвалидами воинской службы. Рыба, понятно, ничего уже не ждет, она молча погибает. А река Кишон все течет, и редкие объявления о запрете купания нарушают спокойствие ее смертельных вод.

interesting, israeli, jewish

Previous post Next post
Up