Всегда удивлял маразм борющихся с хеврат хашмаль и большинства любителей альтернативных источников энергии, такое ощущение, что физику в школе не учили вообще... Ну и я не против альтернативных источников, я очень даже за, просто некоторые из них напоминают мне чудо-машинку Эдельвейса Машкина :(
Сегодня получила статью на почту как раз для недовольных :)))
Автор: Дворкин Борис
"Немного о Хеврат Хашмаль
Скажу сразу, я работник Хеврат Хашмаль. Более 20-ти лет я наблюдаю, как израильские средства массовой информации разъясняют населению ситуацию с электрохозяйством страны в целом и с фирмой Хеврат Хашмаль в частности, и поражаюсь однобокости информации. Я не знаю причины такого освещения вопроса. Рядовым работникам фирмы запрещено без соответствующего разрешения общаться с прессой. Представитель фирмы по общению со средствами массовой информации либо профнепригоден, либо его ограничивают в возможностях. В результате у населения складываются ложные представления о сложившейся ситуации с производством электричества в Израиле и со всем, что с этим связано. Я сужу об этом по вопросам, которые задают мне друзья и знакомые, вовсе не глупые люди. Не будучи уверенным, что газеты, даже русскоязычные, напечатают этот материал, я решил распостанить его в интернете. Пусть таким способом правдивая информация дойдёт до населения. Своим именем по вышеописанным причинам я не могу подписаться.
Цена на электричество и зарплата
Начнём с самого наболевшего - заработная плата работников Хеврат Хашмаль. Все эти годы израильскому обществу объясняют, что причина высокой стоимости электроэнергии - это высокие зарплаты и бесплатное электричество для работников Хеврат Хашмаль. А так ли это? Посмотрим, как складывается цена на электричество.
Представте себе круг. Вся его площадь - это цена электроэнергии. Та цена, которую платит потребитель. Сектор, занимающий треть площади этого круга, - это сырьё, неоходимое для произхводства электроэнергии. В Израиле таким сырьём являются уголь, солярка и газ. Следующая треть круга - это возврат ссуд, взятых на строительство станций, подстанций, линий электропередач. Последняя треть - расходы на эксплуатацию всего хозяйства компании. Вот в этой последней трети и сидят зарплата и льготы работников. Занимают они не такую уж большую часть этой трети. На сегодняшний день, думаю, шестую или седьмую часть.
Давайте рассмотрим каждую эту составляющую отдельно. Попробуем понять, что больше всего влияет на цену электричества. Кстати, несколько международных комиссий, которые исследовали состояние производства электроэнергии в Израиле, пришли к заключению, что эта цена занижена. Подробнее о комиссиях поговорим чуть позже.
Наченём с последней состаляющей ценообразования, самой животрепещущей - расходы на эксплуатацию. Даже если уменьшить зарплату и сократить льготы, существенно эта часть не уменьшиться. Эксплуатировать хозяйство необходимо, а бесплатно люди работать не будут. Возможно, общая цена на килловат снизиться на одну-две агоры, но при последующих повышениях цен об этом быстро забудется. А повышаться цены будут обязательно.
С другой стороны, существенное снижение зарплаты приведёт к текучке кадров и, как следствие, к снижению качества работы. Крупные израильские фирмы обращаются при необходимости к Хеврат Хашмаль, а не к частным компаниям. Они прекрасно знают, что для серьёзных работ в другом месте они специалистов не найдут. Специалистов этих нигде в Израиле не готовят. Поэтому внутри фирмы существует школа. Своего рода школа повышения квалификации. Какой смысл в том, чтобы выучить специалиста, дать ему маленькую зарплату, из-за которой он уволится?
Молодые инженеры, начинающие работать на Хеврат Хашмале, оказываются неприятно удивлены. Их зарплата чуть больше минимума и растёт она довольно медленно. Тем, кто мне не верит, предлагаю поинтересоваться в отделе кадров фирмы. Заканчивающие высшее учебное заведение в Израиле молодые специалисты получают диплом инженера электрика-электронщика. Причём основной упор в учёбе сегодня делается на электроннику. В электричестве они разбираются слабо. Причина проста. Начинающий инженер-электронщик получает около 12 -ти тысяч шекелей в месяц. Начинающий инженер-электрик около 5-ти тысячи шекелей. Поэтому в Хеврат Хашмаль ощущается острая нехватка молодых инженеров-электриков. А тех, кто всё-таки приходит, приходится долго учить. Как вы понимаете, приходят те, кто не нашёл себя на рынке инженеров-электронников. Есть, конечно, небольшое исключение из энтузиастов. Но оно ОЧЕНЬ небольшое. Кстати, эти энтузиасты хотя бы хотят учиться. Остальные думают о карьере, а не о знаниях. К сожалению, в ближайшее время, с уходом на пенсию специалистов из Румынии (они почти все уже пенсионеры) и из бывшего СССР, ситуация только ухудшится.
Теперь поговорим о второй трети ценообразования - возвращения ссуд. Электрохозяйство стоит дорого. Для строительства его требуются ссуды. Ссумы такие, что в израильских банках их не дают. Займы берут за границей. Как вы понимаете, чем ниже процент по ссуде, тем меньше денег отдавать. А как определяется этот процент? Чем компания более солидная, чем большая уверенность в завтрешнем дне компании, тем ниже процент по ссуде. Ведь при этом риск банка меньше. До 1996 года Хеврат Хашмаль получала самые низкие проценты по ссудам среди израильских компаний. А вот после 1996 года всё изменилось. Уже тогда нынешний премьер Бениамин Натаниягу взял курс на разделение Хеврат Хашмаль на несколько компаний. Отношение банков к фирме изменилось, поскольку её будущее не так ясно. Проценты по ссудам поднялись. А как уже сказано выше, эти проценты влияют на стоимость электроэнергии. На первую треть цены влияет стоимость сырья, энергоносителей. Самый дешовый энергоноситель в Израиле - это газ. Следующим идёт уголь. Самым дорогим энергоносителем является солярка.
До конца 90-х годов основные станции в Израиле работали на угле, мазуте и солярке. К концу 90-х начинается массовое строительство газотурбинных станций. Они предназначены для производства электроэнергии на газе, но пока газа не было работали на солярке. После заключения договора с Египтом, постепенно их стали переводить на газ.
С конца 90-х годов Хеврат Хашмаль пыталась получить разрешение на строительство ещё одной большой угольной станции, чтобы не зависить от одного источника энергии. По разным причинам это разрешение фирма не получала. А когда появился газ из Египта, то строительства электростанции на угле было уже не добиться. Сейчас случилось то, чего опасались специалисты Хеврат Хашмаль уже давно. Поступление газа из Египта прекратилось. Газ из ираильских месторождений ещё не поступает. Для производства электроэнергии приходится в большом колличестве использовать солярку. В итоге, фирма сейчас работает себе в убыток, поскольку цена не электричество не повышается. При этом средства массовой информации постоянной муссируют возрастание долга Хеврат Хашмаль, но, почему то, не объясняют причин этого роста. Использование дорогого топлива (солярка), вместо дешёвого (газ), одна из главных причин.
Как видите, составляющая зарплаты и льгот работников в общей цене на электричество довольно мала. А вот населению постоянно внушается, что проблемма только в этом. О тех членах сегодняшнего и прошлых правительств, которые вели неправильную политику в отношении энергохозяйства страны, никто не вспоминает. Правда, как-то весной 2012 года я увидел заметку о том, что государственный контролёр собирается опубликовать документы, обвиняющие некоторых членов правительства в росте цен на электричество. Посмотрим, чем это закончится. Есть ещё один аспект ценообразования - охрана окружающей среды. Приведу два примера.
Первый. Возле города Хедера, на берегу моря стоит электростанция. Строили её в своё время по существующим стандартам, в том числе стандартам на примеси в дыме из трубы. Прошло время. Появились новые, более жёсткие стандарты. И вдруг принимается решение - перестроить одну из труб под новый стандарт. Фактически необходимо снести трубу и построить новую. Стоимость такого проекта заоблачная, так как это не только новая труба, но ещё и целый завод по переработке отходов около неё. Однако под давлением «охранников окружающей среды» решение принято.
Хеврат Хашмаль резонно заявляет:
- Если мы сначала разрушим старую трубу, а потом поставим новую, то всё это время половина станции, которая относится к этой трубе, не будет работать. В стране нет резерва выработки электричества, поэтому давайте постоим новую трубу, а только потом разрушим старую.
Тут на сцене появляется муниципалитет города Хедера:
- Вы испортите пейзаж городу (те, кто окажется в этом районе, гляньте на расстояние между станцией и городом). Мы против того, что, даже на некоторое время, появиться дополнительная труба.
После почти годовых судебных разбирательств, было решено, что Хеврат Хамаль выплатит муниципалитету Хедеры компенсацию за испорченный пейзаж. Второй. Эйлат увеличился за последние годы. Потребность в электроэнергии в Эйлате, соответственно, возросла. Необходимо привести к городу ещё одну линию электропередач из центра страны. Некоторое время назад, появилось сообщение об очередной победе защитников окружающей среды. Они добились того, что часть линии в районе пустыни будет проведена с помощью подземного кабеля, чтобы не портить окружающий ландшафт. Надо заметить, что в сторону Эйлата в пустыне и так уже проложены линии электропередач. Ещё одна возле них не очень изменит ландшафт. А вот кабель, который проложат вместо линии, стоит в три раза дороже неё. Затраты на новую трубу, на кабель и на другие подобные проекты приходиится возвращать тебе, потребитель. Никто другой их не покроет.
Ещё несколько слов о цене на электричество. В начале 90-х годов цена киловата электроэнергии составляла 25 агорот. Сегодня киловат электроэнергии стоит почти 59 агорот. Цены на бензин, на траспорт, на еду возрасли за это же время не в меньшей степени, чем на электричество. Цена на бензин выросла с 3 до 7 шекелей. Цена на проезд в городском автобусе поднялась с 2.2 до 5.5 шекелей. Килограмм апельсин на рынке - с 0.5 до 2 шекелей. Почему же цена на электричество должна оставаться на месте и не возрастать, если все другие цены растут? Но благодаря средствам массовой информации у населения создаётся впечатление, что рост цен на электричество происходит быстрее, чем на все другие товары.
Производство электроэнергии
В последнее время друзья спрашивают меня, чего это ваша фирма призывает меньше пользоваться электротоварами и сообщает, что из-за нехватки электроэнергии, вынуждена будет проводить веерные отключения? Кто же виноват в этом? До 1996 года ответсвенность за производство электроэнергии в стране была на Хеврат Хашмаль. Далее эту ответсвенность у неё отобрали. Была организована государственная службы Рашут А-Хашмаль. Всё связанное с организацией электроснабжения в стране возложили на эту организацию. Правда, широким массам об этом забыли сообщить. Может и сообщили, но не очень акцентировали на этом внимание. В результате, во всех проблемах электроснабжения в стране продолжают винить Хеврат Хашмаль. Доходит до курьёзов. Пару лет назад произошла остановка одной из крупных газотурбинных станций - Хагит. Она находится недалеко от городка Зихрон Яков. Эта остановка станции повлекла за собой перебой с электроснабжением в некоторых районах Израиля. Средства массовой информации в тот день хорошенько "пропесочили" Хеврат Хашмаль.
Что же на самом деле произошло? Станция эта тогда работала на газе. Снабжение газом осуществляет государственная компания. Газовая станция её находится рядом с электростанцией Хагит. Рабочий газовой компании по ошибке перекрыл кран на трубе, которая снабжала газом электростанцию. На электростанции сработали защиты и отключили её. Резкая остановка станции такой мощности оказывает сильное влияние на всю энергосистему.
Пока разобрались в чём дело, пока заново запустили станцию (это не минутное дело) прошло время. Часть потребителей при этом оставались некоторое время без электроэнергии. Через пару дней один мой знакомый говорил со своим другом, журналистом одной из крупных израильских газет. Он спросил его:
- Почему сейчас, когда известно, кто виноват в перерывах электроснабжения, об этом не сообщают в новостях?
- Кому это уже интересно - ответил журналист. - Сегодня уже другие новости есть.
А сейчас вспомните 90-е годы. Массовая алия в Израиль. Кто-то тогда призывал экономить электричество и обещал делать веерные отключения? Специалисты из других стран удивлялись, как при таком быстром росте населения страны, фирма успевала удовлетворять растущие потребности в электроэнергии. Ведь надо было не только посторить станции, нужно было протянуть новые линии, построить подстанции и к новым строящимся домам, и к новым предприятиям. Сегодня Хеврат Хашмаль одна из фирм производящих электроэнергию (пока основная фирма-производитель в стране, но об этом позже). Она не в ответе за то, что энергии не хватает. Отвечает за это Рашут А-Хашмаль, которая определяет политику производства электроэнергии последние 15 лет. А вот широкой общественности об этом не сообщают, продолжая нагнетать негативное отношение к Хеврат Хашмаль. О причинах такой политики я могу только догадываться.
Почему же электроэнергии не хватает? Начиная с 1996 года правительство Израиля (а больше всего Бениамин Натаниягу) решило, что необходимо в стране устроить свободный рынок производителей электроэнергии. Для этого надо, чтобы частные предприниматели начали строить электростанции, а Хеврат Хашмаль прекратила. Но частные предприниматели не очень то откликнулись на этот призыв. Оказалось, что производство электроэнергии при существующих ценах НЕ ВЫГОДНО. Только сегодня, когда в Израиле нашли газ, частные предприниматели начали строить крупные станции. Они, правда, ещё не начали работать.
А что происходило до этого? В мошавах, кибуцах, на фермах появился новый бизнес. Устанавливались дизель-генераторы, рабоющие на солярке. Произведённая ими электроэнергия покупалась по завышенной цене и «вливалась» в электросеть. Бизнес этот стал настолько выгоден, что появились фирмы, которые сдавали на съём такие генераторы. Я не знаю, из чьего карамана оплачивалась это производство. Получали ли производители деньги от Хеврат Хашмаль или от государства мне не известно. Но то, что это разбазаривание денег, любому понятно. Одна крупная электростанция произвела бы больше энергии и намного дешевле. Говорят, что фирма Дорат строящая сейчас крупную газовую электростанцию уже заключила договора на поставку энергии в колличестве большем, чем она собирается произвести. Поэтому Дорат будет закупать электроэнергию по заниженным ценам у Хеврат Хашмаль и продавать её уже по обычным ценам потребителю. Правда это или нет, я не знаю, но в свете тех глупостей, что делались в области производства электроэнергии до сих пор, не удивлюсь, если это правда.
Итак, в ситуации, которая сейчас сложилась в электроснабжении Израиля в большей степени повинен не Хеврат Хашмаль, а правительство и Рашут А-Хашмаль. Почему это всё не доводят до населения, я не знаю. В настоящее время все электростанции страны могут произвести колличество электроэнергии примерно равное пику потребления Израиля. То есть никакого запаса не существут. Если в жаркий летний день происходит авария на какой-либо крупной станции, то пик потребеления невозможно покрыть и поэтому приходится делать принудительные отключения части потребителей.
Различные израильские государственные учреждения мало волнуют проблемы энергетики. Приведу вам пример. В северной части Тель-Авива, на берегу, расположена электростанция Ридинг. Когда её строили, вокруг были пески. Сегодня её окружают городские кварталы. Лет 6-7 назад против начальника этой электростанции лично был подан иск в суд по поводу загрязнения воздуха в черте города. Я уже не помню, какая именно организация подала в суд. Может партия зелёных, может муниципалитет Тель-Авива. Кстати, этот начальник - инженер-электрик выходец из бывшего Союза, лично мне рассказывал про это судебное разбирательство.
Адвокат, который его защищал, собрал массу документов и неопровержимо доказал, что воздух Тель-Авива загрязняется в основном автомобильным транспортом, а доля станции в загрязнении воздуха очень мала. Суд был выигран. И вот летом 2012 года, когда каждый киловат произведённой электроэнергии на счету, муниципалитет Тель-Авива не позволяет включать электростанцию Ридинг, мотивируя это тем, что она загрязняет воздух. Назвать такие действия чиновков безответсвенными, это ещё очень мягко выразиться.
Мне, вообще, не понятны принципы действий защитников окружающей среды. Приезжайте, к примеру, в хайфский залив. Посмотрите на трубы химических заводов. Подойдите к берегу речки Кишон рядом с этими заводами. Никто их не закрывает, никто их не заставляет строить бешенно дорогостоящие очистительные сооружения. Почему такое избирательное отношение существует в Израиле?
Время от времени со страниц газет или с экрана телевизора раздаются голоса «специалистов», требующие начать повсеместно внедрять производство зелёной электроэнергии с помощью фотоэлементов и ветряных станций. Они не уточняют (а может и не знают), что себестоимость электроэнергии, полученной от фотоэлементов, на сегодняшний день в 4 раза превосходит себестоимость электроэнергии, произведённой обычной (тепловой) электростанцией. Электроэнергия, произведённая с помощью ветряной станции, так же намного дороже обычной. Получение этой самой зелёной электроэнергии столько, чтобы каждому на холодильник и на кондиционер хватило, ну и на электромобиль, потребует пол страны покрыть фотоэлементами. Да и то, не известно хватит ли. Ведь и в солнечный день эффективное время производства электроэнергии около 6 часов. А про облачный день и говорить нечего.
Электрохозяйство любой страны является плановым хозяйством. С одной стороны, на каждый день известна суммарная нагрузка, в которую входят предприятия, дома, общественные учреждения. С другой стороны, существует прогноз гидрометцентра на этот же день. Давно просчитано, сколько генераторов надо запустить на станциях, если известна завтрашняя температура, влажность и т.п. А как будем планировать производство электроэнергии, если у нас вся страна на солнечных батареях? Допустим, что завтра легкие облачка полнеба покроют, и производительность солнечных станций резко упадёт. Заводы придётся остановить?"