И, да. Есть у меня время погамать. Никуда от этого не денешься. Только в условиях молодой растущей семьи выделять средства на то, чтобы можно было купить лицензию, при том, что нормальные игры начали стоить в районе 3 килорублей, все сложнее. Вот и приходится играть в пиратки старые игрушки, на которые дикая скидка. Как выбираю? Просто смотрю, продолжение чего выходит, и старательно выискиваю предыдущие части. Последнее, что я прошел -
Обещают в этом году выпустить вторую часть, и решил я после просмотра ролика на Е3 заценить предыдущую. Спору нет, вторая часть получится весьма зрелищной. Но ведь её не выпустили бы без успешности первой части. Нашел, установил, запустил, прошел, задумался.
Начнем с сюжета... В центре нашего внимания гибнущая империя, люди которой страдают от странной чуму. Главный герой - личный телохранитель императрицы и близкий друг её дочери. Сюжет начинается с того, что вышеупомянутый герой по имени Корво Аттано как раз возвращается к императрице с письмом от соседней страны или города, я четко не разобрал. В помощи отказано, чума продолжается, гипс снимают, клиент уезжает. И тут на госпожу нападают; некто, возникающий в буквальном смысле слова из пустоты, убивает императрицу, крадет её дочь и исчезает, а сам Корво становится козлом отпущения - обвиняемым. В дальнейшем главному герою помогают сбежать из тюрьмы буквально перед казнью, снабжают оружием и снаряжением, предлагают встретиться, дают задания... Все начинает развиваться по сценарию: "Мы тебя спасли, в твоих бедах виноваты вот они, иди и разбирайся с ними. Они же украли и дочку нашей любимой императрицы". Но по сути прохождения все оказывается не столь ясно, однозначно и игрушечно. Постепенно понимаешь, что постоянно вращаешься среди человеческих страстей, злобы, зависти, тонкого расчета, политических интриг и всего прочего. Верить нельзя решительным образом никому. И одновременно с этим всех надо выслушивать, анализировать, сопоставлять, пусть и на элементарном уровне. Честно говоря, мысль о том, что произошедшее предательство - не последнее, которое доведется перенести нашему герою - у меня зародилась примерно после второго задания.
Единственный, кому можно верить безоговорочно, это Чужой. Да-да, он самый. Это что-то вроде божества, которому поклонялись раньше многие, а теперь - лишь немногие. Он приходит к нам во сне, дает некоторые способности, периодически появляется по сюжету игры, высказывая мнение о действиях героя или о некоторых персонажах. Харизматичен, хладнокровен и обаятелен. И в одном из эпизодов он открыто говорит: "Убьешь ли ты всех, оставишь в живых - в любом случае, зрелище обещает быть захватывающим". И он не лжет: эту игру, имеющую отчасти вариативное прохождение и финал, можно пройти без единого убийства. Даже есть специальные достижения: "Не совершил ни одного убийства" и "Призрак", которые отображаются в статистике после прохождения задания. Призрак - это если тебя вообще никто не заметил. Чем меньше людей вы убиваете, тем светлее становится мир, в котором происходят события, тем меньше зараженных чумой, тем лучше и позитивнее финал. На выбор всегда дается два варианта: убей цель или нейтрализуй другим способом. А уж как "другим" - думай сам. Например, первую цель можно было просто убить, как и других, но можно было не торопиться, послушать разговоры стражников, узнать, что есть какое-то клеймо еретика, за которое изгоняют из религиозного ордена, затем найти в библиотеке книгу, где описан процесс клеймения, найти цель, без сознания доставить в пыточную камеру и заклеймить. Поторопился - убил, выждал - сохранил жизнь и просто нейтрализовал. Очень многое решается через разговоры, подслушивание, нахождение записок, чтение дневников. Игра реально показывает нам, что есть смысл осматривать все, собирать сведения, и лишь после этого выбирать способ действия.
Соответственно, умения, прокачиваемые посредством получения рун, принадлежащих Чужому, каждый приспосабливает под себя. Я все скидывал на способности, позволяющие быть как можно незаметнее: рывок - мгновенное перемещение на определенное расстояние, остановка времени, высокий прыжок, темное зрение - возможность смотреть сквозь стены и видеть ауру живых существ и направление взгляда врагов, вселение - возможность вселяться сначала в мелких животных, а после прокачки - и в людей. И в связи с этими навыками разительно варьируются способы прохождения игры. Где-то на просторах интернета даже есть ролики с изощренными убийствами, сделанными в этой игре. Например, в вас стреляет враг. Игрок останавливает время (1), вселяется во врага (2), рывком в теле врага перемещается на свое место (3), выселяется из тела врага (2) и отменяет остановку времени (1). Вуаля - получается, что вражина выстелил сам в себя.
Способности влияют и на то, каким способом подбираешься к врагу. Можешь убивать всех, не оставив ни одного следа (способность, при которой все убитые сразу рассыпаются в прах). Можешь вселиться в крысу и пробежать по водостокам и подземельям. Можешь все внимательно осмотреть и пропрыгать по крышам. Можешь вселяться в людей и с их помощью открывать себе двери... Вариантов масса.
И - да! Игру действительно можно пройти, не убив ни одного человека. Максимум - оставив без сознания. Даже боссов можно нейтрализовать мирным способом. Где-то - самому, где-то - с чужой помощью, которую еще нужно найти, то бишь, наблюдать за другими персонажами и просто поговорить, подслушать или подловить на слабостях. Был тут один типчик... Мазохист. По сюжету игры мы находим его в райском доме развлечений, где он привязан к креслу с подведенными электродами. И думая, что его сейчас пытает какая-то эротично одетая госпожа, выдает все секреты, пуская слюни от счастья.
Конечно, все это, возможно, и не ново. Кто-то сейчас поднимет руку и спросит: "А как же Splinter Cell: BlackList?". И будет во многом прав. Тот же стелз, те же способы пройти все без убийств. Но у Сэма Фишера способ прохождения просто влияет на количество полученных денег, а тут - на весь мир. Если убьешь одного безумного ученого вместо того, чтобы выкрасть его - в финале игры не изобретешь лекарство от чумы. Даже если его выкрадешь, но не сможешь с ним договориться - ничего не получится. А договориться, значит, поговорить с другими персонажами, поспрашивать про этого доктора, заметить, как кто-то подглядывает за моющейся служанкой, проследить за ним и пригрозить все рассказать...
Игра получилась очень жизненной, повторюсь еще раз. Кругом страсти, пороки, привычки, слабости. И ты - наблюдатель и вершитель судеб. Да еще в мире стимпанка. Да еще с постоянным ощущением, что даже когда тебе помогают - тебя "кидают". Да еще...
Пожалуй, одна из немногих игр, которую стоит пройти просто потому, что никакая другая не подарит вам столько впечатлений такого качества. Сюжет, герои, локации, геймплей, выбор... Все на "хорошо", без вариантов. Почему списал балл? Предсказуемость сюжета. После первой трети игры у меня был только один вопрос: сколько еще врагов я должен убрать прежде, чем меня "кинут"? И это во многом омрачило впечатление от игры. Согласитесь, интерес отчасти пропадает, если ты просто предчувствуешь, что хотя тебе и помогают, но за эту помощь придется заплатить гораздо больше, нежели запрашивают сначала. И, кстати, в понимании этого тоже помогают дневники...