Кого только не было на южном участке Советско-германского фронта в летнюю кампанию 1942 г. И венгры, и итальянцы, и хорваты, и словаки, и румыны. У всех этих сателлитов Третьего Рейха была своя, у кого маленькая, у кого побольше, авиация, которая периодически несла потери. В эпизоде, который мы описываем, отличились артиллеристы 5-й батареи 326-го артполка 148-й стрелковой дивизии 13-й армии Брянского фронта. Итак, все по порядку.
В 17=00 13 июля 1942 г. штаб 148-й сд шлет по инстанции донесение, в котором упоминается уничтоженный самолет противника.
ЦАМО, Ф. 1376, Оп. 1, Д. 18, Л. 153 - сайт "Память народа"
Некоторые подробности мы находим в полковых документах 507-го стрелкового полка. Обратите внимание, что там подчеркивается - самолет «новой системы». В данном случае это означает только то, что с «Капрони» наши бойцы еще не встречались.
ЦАМО, Ф. 7153, Оп. 60136, Д. 6, Л. 70 - сайт "Память народа"
А вот уже данные и самих артиллеристов 326-го полка. Число батарей, которые вели огонь по самолету, правда, несколько выше, чем в дивизионной сводке.
ЦАМО, Ф. 11283, Оп. 1, Д. 9, Л. 61 - сайт "Память народа"
Сводка ПВО Брянского фронта указывает возможного претендента на повреждение «Капрони», заставившее венгров совершить вынужденную посадку.
ЦАМО, Ф. 202, Оп. 5, Д. 422, Л. 162 - сайт "Память народа"
Теперь о том, что позволяет нам считать самолет венгерским. Об этом говорится в «Журнале боевых действий» 45-й пехотной дивизии Вермахта.
Национальный архив США NARA T315 roll 0922 fram 000644
Краткий пересказ: три венгерских самолета бомбили район Ливны, при возвращении один из них совершил вынужденную посадку в полосе 133-го пехотного полка. Русские тотчас же открыли артиллерийский огонь по самолету, но экипаж смог эвакуироваться.
Ну и почему это именно «Капрони-135», а не какой-то другой самолет. В 1987 г. в тогда еще социалистической Венгрии вышла книжка «Венгерские королевские ВВС во Второй Мировой войне». Я ее тогда же прикупил и теперь периодически пользуюсь. В период плотного изучения довольно сносно научился разбираться в авиа-венгерском языке, но сейчас, как выяснилось, практически все позабыл. Интернет-переводчиком лучше не пользоваться, так как он переводит все, что угодно, только не текст книги. К счастью, я делал карандашиком пометки в тексте и могу утверждать, что это именно «Капрони-135» из первого отряда 4-й бомбардировочной группы, совершивший вынужденную посадку после бомбового удара (стр. 135 упомянутой книги). Там, правда, о дальнейших событиях не говорится.