Есть подвиги, в которых стрельба является мерой вынужденной и только осложняет выполнение задания. Именно такой эпизод произошел в начале октября 1942 г. на Южном берегу Крыма. Эпизод этот достаточно известный. По крайней мере Интернет сразу выдал ссылку на толковую статью широко известного в узких кругах С.Н.Ткаченко. Он работал с документами крымских архивов, а мы дополним подробностями из архива гатчинского [ЦВМА, Ф. 1087, Оп. 5, Д. 1048, Л. 62 и далее]. Сам документ называется «Отчет о вывозе партизан из района Ялты».
7 сентября 1942 г. командующий партизанским движением полковник М.Т.Лобов направил донесение Военному Совету Закавказского фронта. Вот некоторые выдержки из него:
«Голодовка длится 45 суток. В населенных пунктах продовольствия нет. Положение чрезвычайное.»
«Только в отряде Северского умерли 360 человек, 11 случаев людоедства, Резко возросло дезертирство.»
Ситуацию решено было исправить за счет сокращения числа «едоков». В первую очередь предполагалось вывозить детей, женщин, больных, раненых, командиров и личный состав кадровых частей.
Эвакуацию осуществляли различными способами, в том числе и по морю. Но первые попытки были неудачными. Надо отметить, что все они производились в районах восточнее Ялты, где противник, естественно, усилил наблюдение. Поэтому было решено забрать партизан с побережья западнее.
Руководство операцией было возложено на старшего лейтенанта Кислякова из РО Штаба Черноморского флота. Для эвакуации были выделены два катера СКА-044 (командир - старший лейтенант Попов Сергей Николаевич) и - 045 (младший лейтенант Гончаров Илья Емельянович).
Оба катера вышли из Туапсе в 00=45 7 октября. В 22=05 прибыли в район Золотого Пляжа. Я не большой знаток географии ЮБК, но рискну предположить, что сейчас в том месте находится одноименный санаторий.
Сигналы партизан были обнаружены только в 23=36 и тогда же была начата операция по приему людей. Не смотря на то, что противник открыл огонь, морякам удалось снять 78 партизан.
Из донесения командира СКА-044 следует, что людей с берега снимали три шлюпки: резиновая, «четверка» и «тузик». В первой ходке удалось забрать 11 человек. Потом, по вине пассажиров, «четверка» и «тузик» были затоплены (судя по всему, началась паника из-за обстрела). Катер подошел к берегу и стал поднимать людей из воды и с резиновой шлюпки. Около часа ночи к борту подошел СКА-045 и пересадил 12 пассажиров из 58 принятых.
Командир СКА-045, в свою очередь, сообщает в своем донесении, что когда СКА-044 стал уходить от берега, 11 партизан решили вернуться в горы. Но, видя, что подошел СКА-045, спустились и сели на катер. Последним на малый охотник приняли командира партизанского отряда Христофора Чусси, который сообщил, что сели все.
С.Н.Ткаченко в своей статье [«Спецзадание-42»// Ученые записки КГУ им. В.И.Вернадского. Серия «Исторические науки». Том 7 (73). 2021.№2] сообщает, что на борт не смогли попасть пять партизан из группы прикрытия, а некоторые, которые должны были только обеспечивать посадку, эвакуировались самовольно. Отчет моряков сообщает только о шести партизанах, отставших по пути. Не ясно, идет ли речь об одних и тех же людях.
Тем не менее, единственная из пяти попыток эвакуации партизан морем наконец-то удалась. Как говорится в отчете, причиной успеха стало использование района, хорошо знакомого по походам в период обороны Севастополя, а также большими глубинами у берега, которые позволяли сократить время приема эвакуированных.
Остается добавить, что командиры катеров и часть личного состава были награждены за проведение этой операции орденами и медалями.
С.Н.Ткаченко в своей статье пеняет советскому командованию за, якобы, не верное определение приоритетов по эвакуации партизан. Мол, зря надеялись на вывоз морем, надо было использовать только авиацию. Вселенский бардак - это наше все (это я про четыре безуспешные похода лодки Д-5), но даже единственная удачная операция позволила вывезти почти шестую часть партизан, запланированных к эвакуации.
Дальнейшая судьба героев рассказа сложилась по-разному. Катер СКА-045 пропал без вести 8 апреля 1943 г. в дозоре у Туапсе вместе со своим командиром И.Я.Гончаровым. С.Н.Попов, судя по всему, служил до Победы. С судьбой катера СКА-044, честно признаюсь, не разобрался.