Крейсер ПВО из мотобота

Aug 30, 2024 20:15


В годы войны центральными управлениями ВМФ СССР выпускались информационные материалы, обобщающие опыт боевого применения флотов. Периодичность их была различной, чаще всего встречаются информационные сводки за квартал. Поэтому, например, в документах КБФ можно найти интересные сведения о Северном флоте. В нашем случае это информация о деятельности ПВО ВМФ СССР за третий квартал 1943 г., отложившаяся в фонде 663 КБФ . Но сначала немного предыстории.

Летом 1943 г. авиация 5-го Воздушного флота, почти лишившаяся бомбардировочных самолетов, но зато получившая истребители-бомбардировщики ФВ-190, развернула массированное наступление на наших коммуникациях в Мотовском заливе. Планы завоза снабженческих грузов систематически не выполнялись. В целях противодействия ударам противника все малые суда, работавшие на снабжении Северного оборонительного района, были вооружены зенитными средствами. Конечно, средства средствам рознь. Кто-то получил пулемет М-1, а кто-то «Эрликон».

Однако, немецкая авиация продолжала удары по нашим катерам и кораблям. Только за один день, 3 августа, были потоплены сторожевой корабль №14, повреждены два мотобота и два катера МО. Мотобот ПМБ-86 выбросился на берег, а сторожевой катер МО-124 не утонул только благодаря помощи другого МО-133, который также сильно пострадал.



После этих событий командование Северного флота решило создать группу своеобразных «крейсеров ПВО». Во-первых, с трех катеров МО были сняты «сорокапятки» и установлены по три 25-мм зенитных автомата на каждом. Во-вторых, два сторожевых катера (мобилизованные мотоботы) были переоборудованы, как сказано в документе, в «суда ПВО» [ЦВМА, Ф. 663, Оп. 018378, Д. 1, Л. 39]. Каждый катер получил по четыре счетверенных крупнокалиберных пулемета «Виккерс». Один катер имел литерно-цифровое наименование СКА-211, а вот какой был второй, я, к сожалению, не знаю.

18 августа, после двухнедельного перерыва, была предпринята попытка отправить очередной конвой на Рыбачий. Грузовой мотобот ПМБ-61 и два сторожевых катера, СКА-211 и СКА-222, благополучно разгрузились в губе Эйна. А вот вернуться назад без потерь не удалось. В результате серии налетов СКА-222 и ПМБ-61 были потоплены, а СКА-211 выбросился на берег в Порт Владимире. На следующий день катер снялся с мели, но был потоплен у м. Шарапов.

В вышеупомянутом документе эффективность «Виккерсов», тем не менее, считается высокой на том основании, что потопить СКА-211 немцам удалось только после того, как зенитное вооружение катера вышло из строя.

Северный оборонительный район, Сторожевой катер СКА-211, Северный флот, Летняя кампания 1943 г., Великая Отечественная война

Previous post Next post
Up