Читая документы 405 фонда НАРА-ы, обнаружил пару любопытных моментов относительно контрудара Приморской армии под Дальником 2 октября 1941 г. Это контрудар являлся неким продолжением операции 22 сентября, когда комбинированной атакой с суши и моря, было нанесено поражение группировке противника на правом фланге Одесского оборонительного района. В наступлении 2 октября наибольший успех сопутствовал 25-й Чапаевской дивизии, которая, хотя и понесла большие потери, но и захватила крупные, по меркам 1941, да и не только 1941 г., трофеи. Согласно «Журналу военных действий» дивизии, нашим частям достались: четыре дальн0бойных орудия, 16 75-мм и десять 97-мм пушек, плюс по мелочи, пулеметы, минометы и 334 винтовки. По инженерной прикидке, число захваченных винтовок примерно соответствует безвозвратным потерям противника. Кроме того, в плен попали пять румынских офицеров и 73 солдата [ЦАМО, Ф.1100, Оп.1, Д.1, Л.119 - сайт «Память народа].
Правда, участвовавшая в контрударе 2-я кд не только успеха не добилась, но и была потеснена противником. Да и потери как 25-й сд, так и приданного ей 384-го полка 157-й сд были не маленькие.
Большие потери понес принимавший участие в контрударе танковый батальон. К сожалению, о его действиях я могу судить только по довольно путаной книге А.С.Юновидова со странным названием »Одесса. 1941. Первая битва за Черное море.« В книге говорится, что потери в танках были понесены от огня ПТО. Но, как оказалось, в отражении танкового удара приняли участие и летчики штабного звена 52-й истребительной эскадры под командованием командира эскадры майора Трюбенбаха.
Национальный архив NARA США Т405 roll 051 fram 4891293
Как всегда, вольный пересказ:
»Дополнение к вечерней сводке от 2 октября 1941 г.
Пара истребителей штаба JG52 в составе командира эскадры майора Трюбенбаха и обер-лейтенанта Визе за десять заходов на малой высоте уничтожила в районе Одессы севернее Дальника 2 октября четыре танка противника. Два из них загорелись. Тем самым была остановлена угрожавшая румынскому артиллерийскому дивизиону танковая атака. Остальные танки повернули обратно. Один Ме109 получил два серьезных попадания, но смог совершить удачную посадку«
Все-таки, как мы видели выше, не все румынские артиллерийские дивизионы спасли »белокурые рыцари«. И это нашло отражение в документах противника, хотя и не совсем приятным для нас образом. Вот донесение начальника штаба связи 4-го Воздушного флота при румынских ВВС полковника Бассенге:
Ibid., fram 4890602
»В дополнение к донесению о наземной обстановке от 4 октября 1941 г.
При контратаке западнее Дальника были отбиты 24 орудия двух румынских дивизионов, потерянных 2 октября. Все орудия исправны.«
Как уж так получилось, из документов, доступных на »Памяти народа«, установить не удалось. Как говорил товарищ Саахов: »Абидна, панимашь!«