Вот никогда не мог понять, а кого спрашивал, те не знали, что означает надпись «Транспорт повышенной опасности» на пакетовозах, широко использовавшихся предприятиями в советское время, да и позднее. Конечно, конструкция транспортного средства на высоких «ногах» доверия не вызвала. Но мне было интересно, пакетовоз опасен для окружающих или для водителя?
Это, конечно, шутка к слову. А статья с аналогичным названием была опубликована нами с А.Н.Заблотским и посвящалась эпизодам гибели немецких генералов при перелетах на легкомоторных самолетах типа «Физилер-Шторьх». Сегодня, с появлением в свободном доступе потерь наземных частей Люфтваффе за вторую половину 1943 г., появилась возможность дополнить список генералов Вермахта, которые пострадали от любви к быстрой езде.
О том, что в августе 1943 г. погиб командир 10-й зенитно-артиллерийской бригады генерал Шухардт, я знал давно. Но как-то все не доводилось узнать подробности этого события. Окончательную ясность внес вот этот документ из Бундесархива:
Военный архив ФРГ ВА-МА RL 2 III/787 S. 0258
Как мы видим, самолет типа Fi156 имел заводской номер 1030. Не трудно было установить, что данная машина принадлежала 54-му отряду связи и была безвозвратно потеряна в районе Локоть вследствие «обстрела бортовым оружием» [RL 2 III/1192 S.18] . Был у немцев такой термин, который, в подавляющем большинстве случаев, обозначал атаку истребителей. Пилот, унтер-офицер А.Майер был только ранен. В «кирпиче» Генерал-квартирмейстера о судьбе пассажира не сообщалось, так как к этому времени немцы перешли на раздельный учет летного и наземного персонала.
ЦАМО, Ф. 62, Оп. 321, Д. 153, Л. 31 - сайт "Память народа"
К сожалению, выяснить авторов победы с нашей стороны удалось весьма относительно. Из совокупности доступных на сайте «Память народа» документов следует, что сбили «Хш-126» летчики группы из шести Як-9 273-й иад 6-го иак 16-й ВА. Надеюсь, что в будущем удастся эту информацию конкретизировать.