Восьмой дивизион бронепоездов, героически сражавшийся с СС-манами дивизии «Адольф Гитлер», удостоился целого раздела в одной из информационных сводок противника. Вот выдержки из этой сводки ...
Национальный архив США Т405 NARA roll 0054 fram 4894553
Ibid., fram 4894554
... и мой перевод-пересказ.
Штаб 4-го авиакорпуса 28.10.1941
Разведотдел № 1284/41 секретно
…
3) Русские бронепоезда
Донесения частей, осмотр мест боев, а также материалы опроса единственного оставшегося в живых офицера позволяют составить следующее представление о русских бронепоездах, погибших под Таганрогом в боях с танковым корпусом.
a) Организация: три бронепоезда составляют дивизион с особым штабом.
b) Подробности комплектования личным составом:
Судя по всему, особого отбора в экипажи бронепоездов не производилось. Наибольшая часть личного состава происходит из сельских жителей. Членами коммунистической партии являются, кроме комиссаров, часть офицеров и немногие рядовые. Евреи встречаются редко. Большинство личного состава молодых возрастов. Резервисты в возрасте 30-35 лет.
c) Подробности о вооружении:
В разрушенных бронепоездах было найдено значительное число отстрелянных и сгоревших элементов боеприпасов. Боекомплект может быть оценен как весьма большой. 76-мм пушки имеют патронное заряжание (…).Дальность стрельбы должна быть не менее 14 км. Для стрелкового оружия обнаружены 20-мм снаряды, пулеметные, ружейные и пистолетные патроны, ручные гранаты и «лимонки». Часть боеприпасов трассирующая. В войсках существует мнение, что часть боеприпасов к стрелковому оружию составляли разрывные пули.
Кроме стационарного вооружения обнаружено несколько противотанковых пушек, принимавших участие в боях, пулеметы, винтовки и пистолеты.
d) Тактика:
…Вероятно, бронепоезд должен придаваться отдельным соединениям, действующим на фронте, а те, в свою очередь, могут выделять для взаимодействия отдельные роты.
При следовании в пути штаб делится между тремя бронепоездами. С началом боя штаб должен располагаться вне бронепоезда, чтобы оттуда осуществлять командование и управление огнем. Огневой бой ведется с открытых или закрытых позиций. Огонь с закрытых позиций ведется аналогично обычной артиллерии. На закрытых огневых позициях между штабом и бронепоездами устанавливается проводная связь, так же, как и между штабом и дивизией, которой бронепоезд придан. В ином случае используется радиосвязь.
Оснащение дивизиона бронемашинами, а бронепоездов, кроме встроенного вооружения, также многочисленным стрелковым вооружением позволяет предполагать, что дивизион способен к ведению самостоятельных боевых действий, а также к бою вне броневагонов.
e) Действия 8-го дивизиона бронепоездов под Таганрогом и на Миусском плацдарме.
До 8 октября дивизион находился в Туапсе, 9 был переброшен в Ростов, а 11 октября на станцию Марцево северо-западнее Таганрога. Там дивизион был придан 31-й стрелковой дивизии. Была получена задача обстрелять Николаевку и, прежде всего, подавить пехоту и танки. Задача выполнялась двумя бронепоездами. 14 октября один бронепоезд был уничтожен бомбардировщиками первой группы 27-й эскадры. Во время налета бронепоезд прекратил огонь по наземным целям и сосредоточил его по самолетам.
В период боев телефонная связь со штабом 31-й сд, находившимся в районе Самбека, отсутствовала. Имелась связь только с комендантом Таганрога (вероятно, подчиненным штабу 31-й сд), который и ставил бронепоездам задачи. Особого приказа продолжать бой вне броневагонов, насколько известно единственному оставшемуся в живых офицеру (офицер связи при штабе дивизиона), не было. Однако немецкие части сообщают об упорных боях с частью экипажей бронепоездов в тылу и на флангах. Бои шли до полного уничтожения бронепоездов и их экипажей.
f) Боеспособность бронепоездов.
По донесениям частей бой с бронепоездами отличался до сих пор не встречавшимися упорством и напряжением. Личный состав бронепоездов вел огонь из горящих вагонов и продолжал бой, покинув их, вплоть до своей гибели.
Бронирование поездов легко пробивалось 88-мм зенитками и 105-мм гаубицами. О действии оружия меньших калибров сведений не представлено.
Сильное вооружение, большая дальность стрельбы и обширный боекомплект дают бронепоездам локальное огневое превосходство. Борьба с ними на большой дистанции затруднена. Бронепоезда, встречавшиеся до настоящего времени, удавалось уничтожать, используя тяжелое вооружение с высокой бронепробиваемостью во взаимодействии с пехотой, или при помощи авиации.
g) Политико-моральное состояние экипажей.
Вероятно, экипажи отрицательно относятся к существующему строю. Однако, они имеют распространенное ошибочное представление о своей судьбе в случае попадания в немецкий плен. Возможно, их стойкость можно также объяснить часто наблюдаемым у русских презрением к смерти.
h) Общие сведения.
aa) Обучение: Подготовка офицеров ведется в Витебске, рядовой состав обучался непосредственно на материальной части бронепоездов.
bb) Завод-изготовитель: неизвестен. Завод по ремонту бронепоездов находится в Брянске.
cc) В районе Ростова должен находиться еще 7-й дивизион бронепоездов, который прибудет из Тифлиса или Грозного.
Два необходимых примечания-просьбы:
- Я знаю, что ЛАГ в 1941 г. формально не дивизия;
- Несколько оценочных суждений в тексте переведены, как мне кажется, не очень качественно (это, в первую очередь, пункт g). Если кто улучшит текст, буду только благодарен.