Герой нашего сегодняшнего рассказа прожил интересную и насыщенную жизнь, прошел войну, дослужился до звания генерал-лейтенанта и был удостоен Золотой Звезды Героя Советского Союза. Тем не менее, даже у любителей истории авиации его имя не на слуху. Причиной этого стала, очевидно, занимаемая Николаем Александровичем Наумовым должность - инспектор по технике пилотирования ВВС ЧФ (позднее - помощник командующего ВВС ЧФ по технике пилотирования и воздушному бою). Да и боевая карьера его, как летчика, завершилась довольно рано - с октября 1943 г. Николай Александрович возглавил Ейское военно-морское авиационное училище летчиков. То есть, по своим должностным обязанностям Наумов должен был учить и проверять, а не участвовать в воздушных боях. Тем не менее, Н.А.Наумов и учил, и проверял, и не раз вступал в схватки с противником.
Самый эффектный эпизод его военной биографии - воздушный бой 20 июня 1943 г. над Азовским морем. Вот как об этом рассказывает А.Я.Кузнецов в своей статье «Речные танки на море»:
«Как раз авиация и смогла нанести врагу некоторый ущерб. В 04:05 с Ейского аэродрома начали взлет три Р-10 23-го штурмового авиаполка (шап), а затем - 7 Ил-2 47-го шап в сопровождении, как колоритно отмечено в ЖБД АВФ, «одного аэрокобра». Немецкий отряд прикрывали 4 истребителя. Тем не менее, одному из трех Р-10 удалось прорваться к лихтерам и положить бомбы ФАБ-50 в опасной близости от MAL1. Один из Р-10 после этого был сбит истребителями. Затем подошли семь Ил-2. Несмотря на сильный огонь корабельной артиллерии и атаки истребителей, штурмовики сделали 4 захода на вражескую колонну. Все три артлихтера получили многочисленные мелкие повреждения от пушечно-пулеметного огня и осколков, 2 человека были ранены (в т.ч. 1 тяжело). По немецким данным, один «Ил» был сбит огнем RA51, еще два - истребителями из 9./JG3. В действительности погиб вместе с экипажем лишь один Ил-2, еще один штурмовик из-за повреждений совершил посадку на аэродром с убранным шасси, а 4 «Ила» имели незначительные пулевые повреждения. Вероятно, немецким летчикам помешал трезво оценить свои успехи Герой Советского Союза полковник Н.А. Наумов - помощник командующего ВВС ЧФ по летной подготовке, оказавшийся в тот день на Ейском аэродроме. Он на единственной «Аэрокобре» провел отчаянный бой против истребителей прикрытия, которые возглавлял известный ас капитан В. Лемке , и сбил один Ме-109 (w/n 19742) из 9./JG3. Ему также засчитали один подбитый Ме-109 (по некоторым документам - Ме-110). В общем, Николай Александрович, за которым к тому времени числилось менее 10 побед, убедительно показал, кто круче.»
Дополним немного информацию Андрея Ярославовича. Был сбит «мессер», который пилотировал унтер-офицер Кутц, получивший в бою ранение. Немецкий пилот смог воспользоваться надувной лодкой и продержаться на воде до прилета спасательного самолета До-24.
[1] Полковник Наумов находился в тот день на аэродроме Ейск по своим прямым обязанностям - инспектировал летную подготовку 23-го штурмового полка. А вот в бой вступил по личной инициативе. Не желая оставить боевых товарищей без прикрытия, стартовал вместе со штурмовиками. Так что, «мессера» он сбил, можно сказать, в свободное от основных обязанностей время. Из числа штурмовиков два самолета были тяжело повреждены «удетами», но вернулись в базу.
[2] Николаю Александровичу не впервой пришлось меряться силами с немецкими асами. 6 апреля 1942 г. пять «пешек» в сопровождении шести Як-1 бомбили аэродром Саки. На перехват наших самолетов поднялись два «мессера». Немецким летчикам удалось повредить один бомбардировщик. Ценой такого относительного успеха стала гибель аса из 5./JG77 фельдфебеля Рудольфа Шмидта, сбитого Н.А.Наумовым. Шмидт, пилотировавший Bf109F-4 (зав. 7564), имел к этому времени 42 воздушные победы.
[3] В копилку боевых успехов Николая Александровича надо занести и «хеншель-126». 22 декабря 1941 г. в районе Бахчисрая разведчик был атакован парой в составе Н.А.Наумова и командира 8-го иап ВВС ЧФ подполковника Константина Иосифовича Юмашева. По нашим данным немецкий самолет горящим упал в районе линии фронта.
[4] ЦАМО, Ф. 288, Оп. 9900, Д. 28, Л. 569
По сведениям Генерал-квартирмейстера Люфтваффе Хш-126 (зав. 4245) из состава отряда ближней разведки 3.(Н)/13 отделался повреждениями (20%), зато пилот машины фельдфебель Х.Штафаст был смертельно ранен.
[5] Возможно, что у Николая Александровича могут найтись при дальнейших исследованиях и другие подтвержденные победы. Пока это сделать сложно, так как в доступных автору источниках информация как о числе и датах его побед слишком противоречива.
Надо отметить, что Н.А.Наумов был не только отличным воздушным бойцом, но и прекрасным педагогом-организатором. Возглавив Ейское училище, он добился существенного снижения аварийности (в 2,4 раза) и сумел сократить число неуспевающих до 3,3%.
После войны Николай Александрович продолжал службу на различных должностях, в основном связанных с боевой подготовкой летчиков авиации ВВС. В 1970 г. вышел в отставку, но с авиацией и флотом не расстался. Сначала Н.А.Наумов работал в «авианосном» Невском ПКБ, позднее в ОКБ имени Н.И.Камова. Умер Николай Александрович в 1993 г.
[1] Roba J.L., Cracinonoiu C. Seaplanes over Black Sea: German-Romanian Operations 1941-1944. 1998. Р. 63
[2] ЦВМА, Ф. 2211, Оп. 12, Д. 3, Л. 11-11об.
[3] Prien J. Einsatz des Jagdgeschwaders 77 von 1939 bis 1945. Tle. 2. Hamburg, 199. S. 958
[4] ЦАМО, Ф. 288, Оп. 9900, Д. 28, Л. 569- сайт «Память народа»
[5] Военный архив ФРГ ВА-МА RL 2 III/ 1179 S.150