Книга побед: Крым, 30 марта 1942 г.

Jul 23, 2023 23:04


Как я уже писал, ПВО портов восточной части Крыма весной 1942 г. осуществляла 27 - я истребительная дивизия. Работы у наших пилотов, летавших на И-16 и И-153, было много: порты Керчь и Камыш-Бурун были важными целями Люфтваффе. Не стал исключением и день 30 марта, когда 18 самолетов 27-й эскадры «Бельке» отправились на бомбардировку Камыш- Буруна.[1] Однако, это был, явно, не их день.

Вот как о событиях 30 марта рассказывает оперсводка 27-й иад.[2]



Сразу заметим, что, если в сводке говорится о налете как Хе-111, так и Ю-88, то в немецком документе (донесение офицера связи при 42-м армейском корпусе) - только о «хейнкелях». Точно также, только о «хейнкелях» сообщает и «Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре».[3] Тут, скорее всего, мы имеем дело с обычной ошибкой в идентификации. Хотя, не исключен вариант, что самолеты Ю-88 в налете действительно участвовали, но по каким-то причинам донесение об этом было послано позднее. Такие случаи тоже бывали. К сожалению, дело 42-го корпуса с донесениями офицера связи Люфтваффе заканчивается на 30 марта 1942 г.

Надо сказать, что результаты воздушных боев в этот день довольно хорошо документированы в фондах 27-й иад. Кроме уже упомянутой оперсводки и «Журнала боевых действий» дивизии, сохранились рапорты летчиков - участников событий.



По немецким данным, опубликованным уже знакомым нам Вальтером Вайссом, в этот день в районе Керченского полуострова от огня наших истребителей было потеряно два Не111Н-6 из состава 1-го отряда 27-й бомбардировочной эскадры.[4]

Один (зав. номер 4281, борт 1G+LH) упал в районе «Казантипской косы» (так в источнике). Из его экипажа трое (пилот фельдфебель Й.Энгльмайер, борт-радист ефрейтор А.Шток, борт-механик унтер-офицер Х.Бехайм) числятся пропавшими без вести и двое (штурман фельдфебель Х.Дюринг и борт-стрелок унтер-офицер К.-Х.Пипеншток) погибшими.[5]

Место падения второго (зав. номер 4603, борт 1G+ВH) не указано. В этом экипаже двое пропали без вести (пилот лейтенант Э.Хиллебранд и борт-механик унтер-офицер Г.Тэлен) и трое погибли (штурман обер-лейтенант П.Холлинде, борт-радист унтер-офицер Г.Вильбрс, борт-стрелок обер-фельдфебель Ф.Ромайс). Добавим, что обер-лейтенант был командиром отряда.

Попробуем теперь разобраться, кто же из наших пилотов добился в этот день успехов. Летчики 268-го иап старший лейтенант Шутт и лейтенант Черняк падения «своего» Ю-88 не наблюдали. Старший лейтенант Меркулов из того же полка видел, как атакованный им самолет упал в центре Казантипского залива. Но каких-либо особых подробностей, подтверждающих падение, кроме «масляных пятен» на воде, не приводит.

Скорее всего, авторами двойной победы стали капитан Иванов из 347-го иап и лейтенант Горожанкин (правильно - Городков) из 268-го иап, сбившие «хейнкель» северо-западнее м. Мама Русская, и пара Петухов-Ковалев из 743-го иап. Иванов представил довольно подробное донесение о бое[6], а падение второго «хейнкеля» подтверждается наземным наблюдением.



Дополнительными аргументами в пользу именно этих пилотов может служить тот факт, что Иванов и Петухов были ранены, а их самолеты довольно серьезно повреждены ответным огнем бомбардировщиков.

Не лишним будет добавить, что день не задался не только для «бомберов»Люфтвафе. В Крыму были потеряны еще два Ме109 вместе с пилотами.

Коротко расскажем о дальнейшей судьбе участников событий 30 марта.

Капитан Семен Павлович Иванов не вернулся из боевого вылета 10 мая 1942 г.

Младший лейтенант Михаил Захарович Городков погиб 8 мая 1942 г. В донесении о потерях сказано, что он столкнулся с Ме-109. В «Журнале боевых действий» 27-й иад, что сбил Ме-109, а о столкновении ничего не говорится.

Старший лейтенант Николай Александрович Меркулов выжил в страшные дни Керченской трагедии, воевал на Кавказе, в феврале 1943 г. был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Летом 1943 г. капитан Меркулов, будучи командиром эскадрильи 6-го перегоночного авиаполка, пропал без вести во время перелета Абадан-Тегеран.

Старший лейтенант Сергей Михайлович Петухов стал к концу войны командиром 112-го гв.иап. К сожалению, 21 марта 1945 г. гвардии подполковник Петухов погиб в авиационной катастрофе.

Судьбу Николая Ивановича Ковалева после 1943 г. толком прояснить так и не удалось (на сайте «Память народа» объединены данные по двум полным тезкам). Судя по всему, он пережил войну и продолжил службу в авиации. В 1943 г., будучи уже в истребительной авиации ПВО, представлялся к званию Героя Советского Союза.

Старший лейтенант Николай Константинович Шутт успешно провоевал до конца войны, в 1944 г. был удостоен звания Герой Советского Союза. Судьба была благосклонна и к его напарнику Ивану Ивановичу Черняку. Он встретил Победу и еще долго служил в Военно-Воздушных Силах.

[1] Национальный архив США NARA T-314 roll 1669 fram 0002

[2] ЦАМО, Ф. 20086, Оп. 1, Д. 7, Л. 16 - сайт «Память народа»

[3] Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре. Вып. 2. М., 1946. С. 140

[4] Waiss W. Chronik Kampfgeschwader Nr. 27 Boelke. Teil 3 - Neuss, 2005 -S. 44

[5] Отвечавший за формирование экипажей был с юмором: Шток и Пипеншток

[6] ЦАМО, Ф. 20086, Оп. 1, Д. 7, Л.8 - сайт «Память народа»

Потери Люфтваффе, Великая Отечественная война, Книга побед

Previous post Next post
Up