May 28, 2014 12:23
Моё детство и юношество пришлось на голодные годы. Сначала 90-ые, а у меня в кризисном 1992 брат появился. Потом папа, который некоторое время служил в другом городе, дома бывая наездами. Потом кризис 1998-го.
Я не могу сказать, что мы бедствовали - спасали два высокопоставленных дедушки. И тем не менее, многих вещей, которыми были полны портфели моих одноклассников, у меня не было.
У меня никогда не было красивого двухэтажного пенала с фломастерами и цветными карандашами. У меня не было крутого тетриса на 100500 игр - была китайская копия, менее интересная. Не было тамагочи с десятками зверьков. Был с одним динозавриком, да и тот всегда дох. У меня не было тысячи фишек и коллекции альбомов с наклейками. Зато у меня была неприлично дорогая энциклопедия "Аванта+", может быть, кто-то помнит. Пока дети ходили в книжном глядя на красивые тома, у меня всё это было в наличии. Но вы же понимаете - зачем энциклопедия, когда нет пенала?
Из полуголодного детства я выросла. Но воспоминания прочно засели в памяти. И когда мне было 22 года, я искренне считала, что чтобы завести детей, на них сначала надо заработать. И с пеной у рта доказывала несогласным со мной, что "зато мой ребёнок не будет ни в чём нуждаться!". Легко понять, что "не нуждаться" в моём тогдашнем понимании значило иметь пресловутый пенал с фломастерами и ещё кучу мишуры. И знаете, слава Богу, я не родила в 22 года. Потому что земля не должна носить людей, выращенных идиотами.
Сейчас я много задумываюсь над воспитанием будущего поколения. Читаю статьи по теме, изучаю блоги мам (особенно люблю многодетных), подмечаю как обращаются с детьми мои знакомые, анализирую поведение своих родителей - что было хорошо, а что нет, часами разговариваем с мужем... В общем, теоретизируем как можем.
И я поняла одну вещь. Простите меня, мои будущие девочка и мальчик или две девочки, но в вашем детстве тоже не будет двухэтажных пеналов, на ваших переменах не будет планшетов и сенсорных телефонов с играми, а дома будут строгие родители с энциклопедиями.
Современный мир и современные технологии дают детям гораздо больше, чем было в моём детстве. Ровесники и кто постарше, вспомните BBC и Дискавери - ах, как хотелось хоть раз, хоть одним глазком взглянуть! И как люто завидовали обладателю заветной тарелочки. Сейчас у каждого дома есть как минимум Интернет, а как максимум - спутниковое, кабельное или цифровое ТВ. Десятки познавательных каналов.
А сколько придумано обучающих игр для тех же планшетов! Ребёнок может "рубиться" в Энгри бёрдс днями напролёт, а может изучать программирование в их же компании, между прочим!
Читалки, в которые можно закачать сотни книг - не надо ничего искать, покупать - привет, Интернет! Журналы и энциклопедии - даже если нет на них средств - всегда можно скачать и распечатать несколько статей, прочитать малышу.
Я уже молчу о том, что практически в каждой семье есть машина. Если не у молодых родителей, то у их мам и отцов, или братьев и сестёр, или дядь и тёть. В нашей области есть усадьбы Твардовского, Глинки, Грибоедова. Город-родина первого космонавта и чудеснейший парк-заповедник Поозерье, а в нём дом-музей Пржевальского. В моём детстве туда ездили на автобусах, по несколько часов в один конец. Сегодня достаточно встать утром, засунуть сонное чадо в машину - и вперёд, показывать красоты и рассказывать о великих людях. И это только в пределах области! Траты минимальны! А сколько сейчас мест можно посетить даже с вполне средним бюджетом? Мир открыт!
Дети - это вам не поле перейти. Это не котёнка воспитать. Это большое дело и большая ответственность. Это я вам как теоретик говорю!
когда-нибудь я буду мамой