Июнь, 1911 год.
" Высылка семейства Зелим-хана.
(Письмо из Владикавказа).
16 мая, около 9 час. вечера, от здания владикавказской областной тюрьмы двинулись по направлению станции железной дороги воинский отряд, пехота, казаки, полицейские.
В середине отряда - две подводы, на которых сидят две женщины-туземки, девочки, мальчики от пяти до десяти лет.
Женщины, окруженные щетиной штыков, угрюмо молчат.
Мальчик начинает плакать, но сейчас же смолкает, едва только женщина произнесет несколько слов на гортанном чеченском наречии.
На улицах усилены полицейские посты, на окраине города, примыкающей к полотну дороги, стоят патрули. Толпы любопытных горожан спешат на вокзал. На тротуаре стоят туземцы, угрюмо смотрят на войска.
Это везут жену и детей известного абрека Зелим-хана и его убитого брата. Их отправляют в ссылку в Енисейскую губернию. Несколько месяцев жены и дети абреков томились в тюрьме. Как известно, жена Зелим-хана с детьми была взята в плен еще в прошлом году.
Терская областная администрация полагала что Зедим-хан, чтобы выручит семью из плена, добровольно явится к властям с повинной.
Но расчет оказался ошибочным: Зелим-хан с повинной не явился, а жестоко отомстил за нанесенное ему оскорбление, убив начальника грозненского округа Андроникова, командовавшего отрядом, захватившем его жену и детей."
http://starosti.ru/ Начальник грозненского округа Андроников- Георгий Андроникашвили, отец актрисы Нато Вачнадзе.
Из воспоминаний Нато Вачнадзе: Я родилась в 1904 г. в Варшаве, где отец мой Георгий Андроникашвили служил в кавалерии. Мне не было двух лет, когда наша семья вернулась в Грузию, в Тифлис. Училась в первой женской гимназии. Когда в 1910 году отца перевели на Северный Кавказ, в Тверскую область, мы переселились во Владикавказ.
Отец мой был отважным и прославленным наездником. Лошадей любил больше всего. В то время на Северном Кавказе появился Зелим-Хан, организовавший набеги на города и жестоко расплачивавшийся с противниками.
Чтобы изловить Зелим-Хана, мой отец отправился в Осиновское ущелье. Но Зелим-Хан ускользнул, оставив в ауле семью, которую привели заложниками во Владикавказ. Зелим-Хану предложили сдать оружие, от чего он отказался. Отомстил отцу. Устроил засаду в ущелье и убил отца, уничтожив малочисленный отряд, сопровождавший его. Отца привезли, завернутого в бурку.
Тогда мне было пять лет. Я впервые почувствовала ужас смерти.
Положение семьи изменилось. Переселились в Тифлис. О детях приходилось заботиться матери. Дальше - бродяжничество. Москва, Петербург…
Холода и туманы подорвали мое здоровье. Лечилась в Беркилане, близ Па-де-Коле. В один год восстановила здоровье. Европа произвела на меня очень большое впечатление: совсем иной темп жизни.
Всемирная война.
Наконец, вернулась на Родину […] с трудом добралась до Тифлиса.
С тех пор постоянно в Грузии.
Иногда в Тифлисе, но больше в Кахетии, в деревне.
Для поступления в гимназию готовилась дома. Приняли во второй класс.
Любила историю и словесность. В гимназии любителями сцены обычно устраивались спектакли. Однажды я играла в чеховской «Свадьбе» роль старушки, но никакого следа это не оставило. Мое настоящее увлечение - музыка.
[…] Изредка - опера. Драма и кино.
Революция.
Революцию переживаю как зрелище: привлекали манифестации. Радовалась - могла не готовить уроки. Неожиданно новые праздники. Пока народ праздновал и ходил по улице с красными флагами, выяснилось, что нет хлеба. Стоять в очереди было трудно.
С детства же начала работать.
Четырнадцати лет устроилась на спичечную фабрику «Прометей». Если правда, что «Прометей» похитил у богов священный огонь, он забыл фабрику своего имени - спички плохо зажигались.
За труды платили мало. Моя мечта - приобрести часы - не осуществилась.
[…] ищу новую работу. Приняли на фабрику мазей.
[…] Фабрика стояла на берегу Куры, близ парома; работа начиналась в 5 часов утра.
[…] ушла из фабрики.
Приобретение часов так и осталось мечтой.
Переселилась в деревню.
Давала уроки музыки. За труды получала натурой - вино, фрукты. Реализовав все это, прожила более года в Тифлисе независимой.
Семья осталась в Кахетии, обрабатывала сад.
В 22 года вышла замуж, стала жить в деревне, в Кахетии. Неожиданно пригласили меня в Госкинопром Грузии для работы. Я никогда не думала, что стану актрисой. Даже о существовании Госкинопрома не знала.
[…] Кино.
В одно и то же время работала с режиссером Барским в «Арсене-разбойнике» и режиссером Бек-Назаровым в «Отцеубийце».
Впервые сниматься было нелегко. Перед объективом аппарата трудно было даже переступить ногой. Вскоре стала привыкать.
Потом - работа с режиссерами И. Н. Перестиани, А. И. Бек-Назаровым, А. Р.Цуцунава …
Никакой предварительной подготовки для экрана я не получала. Обучалась под руководством режиссеров Госкинопрома.
[…] Помню первое посещение кино. Смотрела «Анну Каренину». Картина меня не удовлетворила.
Впечатление было такое, будто прослушала Бетховена на гитаре.
С тех пор кино выросло и укрепилось… Досадно, что мне приходилось исполнять однообразные роли. Мне приходится играть роли пассивных грузинских женщин, быть может, потому, что это и в жизни так.
Тип новой грузинской женщины только рождается.
[…]
Меня часто «убивают», обратное случается редко. Чтобы убивать других у меня, наверное, слишком слабы руки.
Моя мечта - исполнить роль активной грузинской женщины. Быть может. Тогда я увижу свое новое лицо."
КОРОЛЕВИЧ В. Ната Вачнадзе. М., 1926.
Семья Зелим-хана.
Дочери абрека Зелим-хана, Меди и Анисат
Нато Вачнадзе. Погибла в 1953 году. Самолет, на котором она летела из Москвы в Тбилиси, разбился в горах.
Интересно, как сложилась судьба у детей Зелимхана?