Сегодня в рубрике " техники иллюстрации" будет Berkeley Breathed и иллюстрации аэрографом.
Аэрограф - не самая удобная техника для иллюстраций, поэтому пользуются ею чаще мужчины, принесшие ее из других областей.
Если вы никогда не видели аэрограф, то знайте, что он представляет собой маленький пистолет-распылитель, подключенный гибким шлангом к компрессору. Компрессор гонит сжатый воздух, к пистолетику присоединяется емкость с краской и вся конструкиция работает, как распылитель этой краски. Краску нужно особо тонкотертую, равномерно размешанную, иначе тонкое и деликатное сопло быстро забьется. В мою бытность работы с аэрографом мы разводили тонко и безупречно гуашь, сейчас продаются специальные готовые краски для аэрографа.
Достоинство аэрографа в том, что он дает покраску с нежными переходами, гладкими бесследными втеканиями одного цвета в другой, поэтому им прекрасно делать округлые тени, объемы и сияния на предметах. Достоинства его являются и его недостатками - поскольку прикосновение к поверхности представляет собой размытое пятно набрызганных мельчайших капель, рисовать им строгие контуры и линии невозможно. Для предметов, заключенных в контуры, нужно вырезать маски. Из бумаги или специальной пленки вырезаются нужные формы, кладутся на поверхность рисования и задуваются из аэрогрофа. Если вам нужно круглый мяч - нужно вырезать круглую дыру в маске и, наложив маску на поверхность задувать цветом отверстие. Если же нужно тень за мячом или сияние вокруг него, поступить нужно наоборот - закрыть круг вырезанной формой и задувать нужным цветом вокруг.
Понятно теперь, что иллюстрация к детской книге в этой технике предполагает множество вырезанных форм и деталей их, бесконечное накладывание и убирание.
Одним из художников, использующий аэрограф в иллюстрации является Berkeley Breathed.
Он известный комиксист и прославился газетными сериями стрипов - коротких комиксов. Одного из героев своего комикса, пингвина Опуса, он перенес в детскую книгу.
Goodnight OpusУ пингвина Опуса есть бабушка и она читает ему в который раз на ночь "Спокойной ночи, луна"
Все, что в реальности, изображено черно-белым. Видите как легко делать эффект света? Что у бабушки от лампочки, что у Опуса на кровати.
Опусу захотелось сказать "спокойной ночи" Млечному пути.
Бабушка не одобряет, просит не отходить от текста.
Но бабушка неожиданно засыпает...
И Опус вдруг видит большое сиреневое существо с голубыми ножками.Если вы посмотрите на предыдущие картинки - там это игрушка, сидящая у окна.
Беркли признавался, что когда начинал рисовать детские книги, он не умел смешивать краски, не умел делать нужные цвета и переходы цветов, поэтому он взял аэрограф - задуваешь одно краской поверх другой - вот тебе и смешение цветов и переходы. Вот здесь видно технику - чашечка, чайник и лапки - все было вырезано масками. Сначала они были заклеены , чтобы красить тушку. Потом, наоборот, тушка была закрыта, а в прорези трафаретов для ступней и чайника задувалась их краска. Там, где не нужны четкие контуры, можно рисовать узким диаметром аэрографа поверх - так сделаны складочки и тени на сиреневой тушке
Решено лететь к Млечному Пути, но нужна команда, поэтому из подушки и шарика сделали еще одного члена экспедиции. Аэрографом очень легко сделать круглый шарик, с очень плавной размытой тенью и размытым бликом.
Лилоый приоделся - маечку на голову, трусы и носок на нос.
Бабушку решено засунуть в овощнофруктовый шкаф, пусть там отдыхает среди огурцов.
Ну и отправились в путь. Очень хорошо в аэрографе получаются свечения - нарисовал фонарик, а потом сверху прошел распыленной белой краской - вот и светится.
Кстати, низ в этой картинке несет на себе значительные следы кисти и ручной дорисовки.
На горе из зубов сидит умотанная зубная фея и ведет подсчеты.
Вот я ее немного притемнила, чтобы черты были видны. Опять эффект свечения.
С каменным Линкольном решили понырять в пруд.
А это лагуна голубого тумана, и рыбаки пытаются поймать и зажарить луну. Я все всматривалась, мне кажется, что этот разворот нарисован на синей бумаге, черное и светлое напылено.
Чуть не столкнулись с самолетом
Вот крупнее. И напоминаю вам, что каждый кусок с четкими краями - это отдельный трафарет.
Долетели. Тысячи коровок составляют Млечный путь. Опять же для космоса идеально аэрограф подходит- мягкие переливы, эффекты свечения.
Коровки лезут целоваться.
Вернулись обратно в открытое окно. А тут и бабушка грозная. Опус с двумя бутылками молока и банкой мороженого - то ли коровки надарили, то ли в холодильнике надыбал.
Опус спит, но заметил, как бабушка после рассказа о приключениях смотрела в окно на звезды.
Может, она тоже наденет пижамку-зайчика и полетит лично сказать " спокойной ночи" тем, кого нет в книжке?
Понятно, что с развитием фотошопа, художник забросил реальные краски и живой аэрограф и стал использовать цифровой распылитель. Но мне живые краски все равно больше нравятся - там меньше пластмассовости, все живее.
Вот например, его уже цифровая иллюстрация к книге "На Марсе нужны мамы":
Mars Needs Moms! Можно много цветов брать. А в Опусе каждый цвет - новая емкость с краской, хлопотно. Но и вообще, мне кажется, что с одной стороны эта техника очень облегчает работу с объемами и большими плоскостями, а с другой - все эти маски и трафаретики вырезать для каждой детали - рехнешься просто.
*****
Книга
Goodnight Opus на Амазоне.
Другие книги Berkeley Breathed на Амазоне.
А вот так выглядят аэрографы. Все посты про иллюстраторские техники >>