Рождественская картина

Dec 23, 2006 02:52



Сегодня мы посмотрим на Давида Герарда.




Надо сказать, для декабря погода вполне теплая и зелено кругом. На заднем плане красивый город, домики с черепичными крышами вполне сельские, затем башни и замки, а за ними уж совсем сказочная мощная стена со сторожевыми башнями. Среди высоких зданий одно уж очень странное - круглое, да еще с отходящими по кругу ребрами, будтопусковая установка для космических кораблей. Все это по идее город Вифлеем.

Позволю себе напомнить, хотя вы уже и так наверное это знаете. Правительство объявило перепись населения незадолго до родов Марии. Всем надлежало явиться в их родной город и переписаться там. Поэтому Иосиф и увез жену за тридевять земель. Поскольку народу съехалось много, гостиницы были переполнены и места нашей чете не досталось. Поэтому они забрели в хлев на окраине, хоть какая-то крыша над головой - и там устроились на ночлег. Тут Марии и пришлось родить. Бедная девочка:(

Уютная зеленая окраина, кругом ничего. Чей это хлев, кто его хозяева, где их дом и двор - непонятно. Есть стена с разрушенным входом, к которому ведет белая дорога. Кирпичная стена, арочный проем - и ко всему этому пристроена полуразрушенная крыша хлева. Традиционные три бруса в центре треугольной крыши, крытой прохудившейся соломой. Отчего так изъедены и обгрызены доски в крыше, мне непонятно. Такое впечатление, что это не доски, а тонкий шпон. Интересно, что с ближней стороны крыша опирается на положенный столб деревянный, но вот с дальнего края - на красивую зеленую каменную колонну.
С кирпичами творится странное. То ли в те времена у кирпичей не было никакого стабильного размера, то ли это вольность художника - но если посмотреть, кирпичи все разной высоты.

Знакомые нам ослик ( очень достойный, грустный и гордый) и очень аутентичная рыжая корова. Корова тут чудная - не стилизованная с мордой-ведерком, а настоящая корова с задумчивым взором. причем очень хорошо видно, что ослик - мужчина, а корова - женщина.

Люди, пришедшие посмотреть на чудо-новорожденного, вовсе не пастухи, которым велел отправиться к хлеву ангел. Вот выше крыши видно, как на крутом склоне два пастуха пасут маленьких овец, и к ним слетает ангел в белых клубящихся одеждах, указывающий, куда им идти и кому поклониться.

Рыжий мальчик в дорожной одежде с чем-то окованным по нижнему концу. И странный человек с кудрявыми волосами, очень туго завернутый в плащ, так что руки едва видны. Узкие штаны его то ли присобраны, то ли подрезаны под коленками. Он стоит очень странно, будто земля под ним не горизонтальная и одна нога его соскальзывает вниз. Кроме того он смотрит куда-то в странном направлении, на что-то, что находится справа от нас и вне картины. Мне хочется думать, что это не просто так, а смотрит он, скажем, на волхвов с подарками, что идут по дороге к городу.

Еще один человек заглядывает в окно. Почти на всех картинах с хлевом есть такое окно, в которое кто-то заглядываетю
Очень серьезная круглолицая Мария, стоя на коленях, не сводит глаз с сына. Я все пыталась повторить жест ее сложенных рук - когда все пальцы вытянуты, а мизинцы полусогнуты - выглядит красиво, но сделать это довольно сложно.

Ребенка опять положили на землю, немного на плащ Марии, головкой прямо на утоптанный пол. На заднем плане Иосиф, лысый и с раздвоенной кудрявой бородой. Он держит свечку. Это старнно немного само по себе - среди ясного дня держать зажженую свечу. И держит он ее очень интересно - в горсти ладони, пропустив между пальцами и прикрывая второй ладонью сверху.

А на переднем плане стоят на коленях два маленьких белых ангела. Очень умиляют меня эти существа меньше человеческого размера. Интересно, что у них нет крыльев совсем. Неужели они пришли сюда своими маленькими ножками?
Интересно еще и то, что ни у кого на картине нет нимбов - ни у Марии, ни у новорожденного Иисуса, ни у крошек-ангелов.

Замыкает все на переднем плане кромка из красных камней. видимо, это разрушенная совсем передняя стена хлева-храма и все действующие лица находятся внутри его, а вовсе не снаружи.

Вот еще - посмотрите крупно на Марию, ослика с коровой и странные неравномерные кирпичи кладки.

art, nativity

Previous post Next post
Up