Рождественские картинки

Dec 12, 2006 01:35



Сегодня у нас Стефан Лохнер (Stefan Lochner) с очень трогательной Марией и синими ангелочками.




Опять мы видим старый ветхий хлев. крыша его - сетка из тонких досок крыта чем-то вроде матов из спрессованной соломы, маты эти изрядно прохудились. Зато в центре такой удобный треугольный проем, в котором примостились пять ангелочков в синем и с синими же крылышками. Мне нравится, что у него из картины в картину перелетают эти синекрылые золотоволосые кудрявые ребятишки. Не скучные взрослые ангелы с длинными носами, а вот эти непосредственные создания. В руках у них, я так подозреваю, лист с гимном - и они распевают там во славу новорожденного.

Обратите внимание на дотошно выписанные столбы-опоры. Во-первых, они совершенно разные ( копи-пейста еще не было). Левый - вообще ствол прямо с корой и стесан только там, где нужна плоскость, чтобы прибить доску. Хотя хлев полуразрушен и открыт на все стороны, задняя его стенка забита досками до половины, выше заплетена прутьями.
Совершенно непонятно, зачем в задней стенке окно, да еще с доской-полочкой под ним. Но там опять удобно расположились круголовые ангелы с золотыми завитками и крылья их взмывают как кусты диковинных индиговых мальв.

За кормушкой с негустым сеном традиционная парочка - рыжая коровка и серый ослик. В этот раз мохнатые и какие-то прямо норштейновские. Смотрят друг на друга - ты чего-нибудь понял? - нет, а ты?

Новорожденный опять лежит на земле, но под него подстелили тонкий платок, на котором по углам вышиты декорированные кресты . И он вполне хорошенький младенчик, тоже круглоголовый. Правая ручка его поднята и указывает на небо двумя пальцами. За головой нимб , вполне такой живой и нарядный, как золоченая подставка для торта - и расписан по золоту красными цветами и украшен пробитыми вдоль края дырочками.

И Мария здесь очень юная и милая. Такая же крутолобая круглая головка на тонкой шее, рыже-золотистые волосы, гладкие по голове и прозрачными завитками вдоль спины. Лента из двух рядов жемчужин и золотой нимб опять же с дырочками по краю. У нее наивное лицо юной девочки, хорошо выполнившей свой урок, гладкий лоб и щеки и пухлые ручки с длинными пальцами. Платье и плащ ее одинакового цвета темной морской воды драпируются и лежат по земле очень красивыми складками и волнами.

Странно, что нигде в этой картине нет Иосифа. Мария одна на коленях в восхищении перед своим сыном.
Но забавно то, что хотя идея художника была именно в том, что Мария смотрит на младенца Христа, перспектива в картине такова, что Мария стоит под прямым углом к ребенку и смотрит мимо него, перпендикулярно. Тогда его ручка может привлекать внимание: ээй, мама, я тут на самом деле! Посмотри налево!

А слева в проеме видно, как луг усеян белыми овечками, как маргаритками, а над тремя суровыми пастухами летит синий ангел, сообщает им новость и показывает - туда, туда идите и поклонитесь новому царю. И одеты пастухи очень добротно и нарядно. На них длинные подпоясанные жилеты - и в цвет им круглые, по плечам пелерины с цельнокроенными капюшонами. причем капюшоны плотные и закрывают голову до подбородка. А уж сверху надеты шляпы - на одном круглой золотист- желтой миской с узкими круглыми полями, на другом с - тульей как у шлема и полями широкими и лихо заломленными.

Очень красива вся гамма картины - от золотисто-желтого, через красивый золотисто-зеленый цвет травы - к морскому зелено-синему плаща Марии и чисто- синему одежд и крыльев малышей-ангелов.

art, nativity

Previous post Next post
Up