Рассматривала картинки у
felix___, побеседовали об ожерелье у кранаховских красавиц - и полетело! Пропадаю последние дни, разглядывая картины в интернете, читая королевские истории. Как всегда меня занимают детали, интересные мелочи. А на тех картинах их достаточно!
Рассказать ли вам о Генрихе восьмом, английском короле-синей бороде?
Вот этот широколицый сластолюбец имел шесть жен, с которыми управлялся с королевским размахом, когда они ему надоедали.
Под катом три Гольбейновских портрета, в которые интересно вглядеться.
Вот этот - 1536 года. Он уже прожил больше двадцати лет с первой женой, аннулировал брак, поссорился с католической церковью, женился второй раз, стал отцом будущей рыжей королевы Елизаветы, влюбился в искусно отказывающую ему в близости Джейн Сеймур, и чтобы попасть в ее постель законным мужем, обвинил вторую жену во всех грехах и отрубил ей голову.
Обратите внимание на шапочку - он ее так и будет носить с портрета на портрет. поля ее подняты вверх и их удобно использовать для демонстрации драгоценностей. Темные жемчужины, соединеные то ли цепочками, то ли золотым шитьем, и драгоценные камни в оправе.
Кольца надеты на указательные пальцы. У нижней рубашки воротник тонко вышит золотом. И смотрите какая прелесть - разрезы верхней одежды скреплены драгоценными камнями, а рубашка не просто проглядывает сквозь прорези, а старательными руками выдернута такими пуфиками в эти дырки!
Этот портрет Гольбейн написал после 1537 года. Любимая жена Джейн Сеймур наконец-то родила ему наследника- мальчика - того самого принца Эдуарда, который так пострадал в результате обмена на нищего Тома Кенти у Марка Твена. Но к несчастью сама Джейн умерла от родильной горячки.
Та же шапочка, узнаете? Те же два перстня на указательных палцах. Очень принято было в те времена носить кольца именно на этих пальцах. Вышитая золотом и отороченная мехом верхняя одежда - любимое одеяние короля, эти пышные рукава придают еще больше внушительности его широкой фигуре. Дублет его на сей раз прорезан в куче мест - и грудь вся ощетинилась маленькми белыми кусочками вытянутой рубашки. Очень смешная вещь, на мой взгляд!
Нижня часть дублета - юбочкой, заложена в складки, спереди разрезана. В прорезь торчит горделивый гульфик. Под длинными верхними дублетами раньше гульфиков не было, штаны были из двух несшитых половин, центральные подробности оставались на воле. С укорочением дублетов ( вспомните среденевековые картинки - там камзолы эти очень короткие) появилась необходитмость в соблюдении пристойности и вместе с половинками штанов стали выкраивать специальный клапан-гульфик. он не обязательно доходил до талии, просто пристегивался или привязывался, прмерно вот так:
Находчивые обладатели этих дополнительных емкостей стали использовать их как карманы, складывать в них разные мелочи и даже фрукты.
В царствование Генриха, хотя дублеты опять стали длинными, гульфики оставались в почете. Вот и тут гульфик украшен ленточками, полосой вышитой ткани, как на дублете, да еще, если присмотреться, подвязан куском белой шелковой ткани, использующейся как пояс. Генрих страдал от сифилиса, и есть версия, что в гульфике уложено лекарство и набита ткань, чтобы не пачкалась одежда. Но и психологически красавец Генрих, у которого жены рожали мертвых детей и никак не могли принести ему мальчика-наследника, старался всем своим видом показать стране, что мужественность из него так и выпирает, он могуч как король и как мужчина.
Белые шелковые штаны узкие и заканиваются под коленом, ниже идут чулки. Странно, что подвязка или манжет на штанине у него только с одной стороны.
upd. Как мне тут справедливо указали в коментах, на ноге у короля Орден Подвязки. Он был впервые введен королем Эдвардом III в 1348 году. Легенда о его происхождении гласит: дама на балу обронила подвязку с ноги, и когда придворные начали хихикать, король подобрал подвязку, повязал ее себе на ногу и произнес"Honi soit qui mal y pense (пусть будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает)". В знак этого события король и учредил странный орден, который полагалось носить на левой ноге. Орден состоял из голубой полоски, на которой золотом был вышит тот самый девиз про "стыдно тому". В 17-м веке орден оброс дополнительными украшениями - цепью, подвесками, звездой, которые носили уже на плечах и груди. Но на Генрихе надет в чистом виде - подвязкой на ноге.
Туфли его тут не вполне подробно видны, но они интереснейшей конструкции, я много присматривалась к ним на портретах того времени. Верх их скроен одним куском, а потом прорезан различными короткими щелями - эта разрезанность позволяет коже облегать сложную форму ступни.
К медальону с первого портрета добавилась широкая цепь, украшенная большими драгоценными камнями, которую по моде того времени Генрих носил не свисающую с шеи, а лежащую широко на плечах. Думаю, дело даже не в диктате моды, а в том, что цепь такая для шеи чересчур тяжела, да и красоты ее полной никто не увидит, свисай она унылым галстуком вниз.
Этот портрет написан в 1540 году. Генрих успел жениться и аннулировать брак с немецкой принцессой Анной Клевской. И в 40-м году снова жениться на одной из придворных девиц.
Черты лица его погрузнели. Но шапочка все та же! Только камни поменяли. Хотя может и сшили новую, точно такую же:)
Дублет его по сравнению с первым портретом вышит гораздо пышнее, украшен камнями, ну и уже традиционными дырочками с продернутой рубашкой. Только теперь их стало больше, и рукава все тоже мелко прорезаны.
Медальон с камнями, выложенными крестом, цепь богаче и изящнее сделана. Традиционный гульфик на сей раз розовый, подвязан розовым шелковым поясом и украшен золотым шитьем. И обратите внимание на роскошную золотую шубку с тонким узором. Если приглядеться к вырезам рукава, видно, что вся она изнутри подбита мехом.
Руки на всех портретах сложены традиционно - в правой зажата перчатка, левая опирается на оружие. Удивительно, что перчатка везде одна - второй нет ни за поясом, ни в руках, ни на полу.
Вот такие разглядывания портретов меня занимают:) А вас?