Музыка, Патреон и конец фолловеров

Jan 29, 2025 14:30

Я на днях записалась в клуб для криэйторов на Патреоне. Там дают советы, публикуют видео с интересными мыслями по поводу развития и рассказывают о новшествах.

Стала смотреть первое же видео, которое привлекло заголовком - что-то такое про смерть фолловеров. Не про физическую - а про институт фолловеров в целом.

Докладчик Jack Conte на сцене очень эмоциональный, рассказывает и про свой собственный путь, и про то, что думает о системе. Он CEO Патреона, так что опыт перемежается с общими сведениями.

Он играл музыку и хотел ее записывать. Но публики не было, он пел в барах - и никто его не слушал. И вот он рассказывает, как развивался интернет - скачками. Сначала там были сайты с контентом, а ты приходил и смотрел их. Это уже было прорывом, жизнь раздвинула границы. Потом вдруг возникли места, куда ты сам мог загружать свое. Не надо было создавать свой сайт, это было общее место, куда ходило много народу - но стало легко показывать там свои рисунки, видео или музыку. Он пришел в восторг и стал снимать видео, даже делать на коленке мультфильмы со стоп-анимацией и радоваться, что люди смотрят.

Затем, сказал он, появилась возможность подписываться на автора контента - возник институт фолловеров! Это изменило его жизнь. Появилась группа людей, которые следили за его работой, которых можно было позвать на выступление. Он рассказал про идею выступить в ландромате. Люди приходят стирать и должны провести там какое-то время. Придумали делать там кафе, чтобы люди могли хотя бы за чашкой кофе ждать. А он вышел с идеей сделать там концерт - люди ждут и слушают, а потом забирают готовое и высушенное и уходят. В зал этот с машинами по стенам вмещалось человек шестьдесят. Каково же было его изумление, когда пришли двести. Зал был полон, люди стояли чуть не лицом к лицу с ним поющим. Он был окрылен успехом.

И вот эта база его фолловеров росла, он позвал подругу выступать с ним вместе. Они снимали ролики, записывали диски, выступали живьем - и у них была публика, которая их знала и любила. Диски покупали, на концерты приезжали, отзывались быстро на все. И заработки их росли. Среди прочего они внезапно продали кучу вручную сделанного мыла - этим занималась его сестра. Она однажды случайно зашла показать новую работу, пока они записывали видео, брат подтащил ее к камере, показал кусок и похвастался. И внезапно их завалили просьбами продать! Он рассказывает, как они всей семьей, включая пожилых родителей, паковали, заворачивали, возили на почту. Все это было им внове - они понятия не имели до этого даже где брать упаковку и где хранить все.

Второй интересный проект был с книгами. Они объявили, что пошлют бесплатно диск с музыкой любому, кто купит книгу для сети библиотек в школьном округе (кстати, по соседству с нами!). И внезапно обрушился шторм из книг - 11 тысяч посылок пришло в этот округ, им пришлось нанять товарный контейнер для хранения, чтобы просто туда складывать полученное, пока не дойдет очередь открывать посылку.

В общем, все шло хорошо, и деньги они зарабатывали на жизнь. Что было особенно приятно после житья впроголодь и постоянных упреков от друзей и родных, что он играет никому не нужную музыку, пока его ровесники получают посты в банках и офисах хороших фирм.

Возможностей было много - люди приходили на живые концерты, люди приходили бесплатно сниматься в его видео - танцевали на заднем плане, люди приходили на он-лайн концерты. Он рассказывает про сайт, где можно было купить билет и слушать их в живом эфире. За 45 минут концерта они зарабатывали три тысячи долларов.

И 11 лет назад вместе с товарищем он придумал и организовал Патреон. Идея у него была, что это будет как Кикстартер, но вместо того, чтобы однократно собирать деньги на проект, это будет регулярный контент за плату подписки. И вот 11 лет спустя на них работают 400 человек, и на сайте сотни тысяч криэйтеров.

На Патреон приходят люди из других мест, сам Патреон внутри практически не рекламирует и не показывает никого. Ты становишься известным в каких-то других сетях и люди, которые «истинные поклонники» становятся платящими.Это он так объяснял систему перевернутым треугольником: сверху самая большая часть, Reach - те, кто может увидеть твой контент, дальше уровень Following - те, кто хочет следить за всем, не пропустить нового, смотреть и слушать все, что выходит - это фолловеры; и третья, самая узкая часть, True Fans - это те, кто готов платить за контент, покупать, поддерживать долларом.

Система для них работала, пока в интернете не произошел очередной сдвиг. Фeйcбук стал экспериментировать с новой идеей - ranking или ранжирование (рейтинги). Алгоритмы отслеживали множество параметров и назначали постам ранг, более «ценные» продвигались выше, менее - задвигались, показывались реже или вообще не показывались. Ты мог подписаться на кого-то, кто тебе нравился, но сайт выбирал, что тебе показывать, а что пропускать. Системы такого отбора и ранжирования были непрозрачными, люди могли только догадываться, выдвигать теории, пробовать разные подходы.

Система эта была выгодна фeйcбуку - чем больше пост приносил вовлеченности, тем больше его показывали, а вовлеченность=деньги. Выгодное решение для компании - но не для создателей контента. Создатель контента терял связь со своими подписчиками. Они подписались на то, чтобы им показывали все, а получают урывками и обрывками. И вместо того, чтобы думать о том, как выразить себя, как создавать с удовольствием, как давать подписчикам то, что обещал, криэйтор должен соревноваться с другими постами за рейтинг, пытаться угадать неизвестные ему правила и соответствовать им. И в таком случае, говорит выступающий, я начинаю работать не над своими целями - а над целями фb.

Если бы это был один фb - люди, которым не нравился бы алгоритмический подход, просто ушли бы на другие платформы. Но другие платформы, увидев, как выгодно это компании, стали вводить у себя то же самое - первым последовал ютуб, затем твиттер и инстаграм. Все стали бороться за то, чтобы юзер проводил как можно больше времени на сайте - подсовывая ему удобные развлечения. Затем еще один сдвиг - появился тик-ток. И он просто вообще наплевал на концепцию подписки. Ты уже не выбирал, кого хочешь смотреть в своей ленте - тик-ток говорил: мы сами за тебя выберем, ты только смотри! Ну и зрители начали перетекать туда. Компании с алгоритмической системой всполошились и начали тоже вводить у себя ролики, рилзы, короткие видео - и подсовывать их посетителям. В общем, говорит выступающий, 2020-е, похоже знаменуют собой смерть фолловеров, конец интернета ориентированного на криэйтора, конец связи между тем, кто создает, и теми, кто его любят. У него самого стали падать просмотры, продажи, посещения концертов - до подписчиков просто не доходят эти сведения.

Вот такой грустный разбор ситуации. ( Ну и понятное дело, он рассказывает о Патреоне, где лента по-прежнему календарная, подписчики видят все посты, и все посты идут по порядку)

И тут случается интересный твист. Видео я вывела на второй экран, сама работала на основном, и только слушала звук. И случайно посмотрела на экран с видео, и увидела фото рассказчика - с его девушкой, с которой они записывали музыку. И внезапно с изумлением поняла, что я его знаю и их музыкальные видео, и эту девушку Натали. Она такая большеглазая блондинка с нежным голосом, и я одно время смотрела постоянно ее клипы. Группа их называется Pomplamoose, это искаженное французское слово pamplemousse, означающее «грейпфрут». Я даже уже показывала видео с нею, кажется, где она поет Mr. Sandman.

Я даже побежала к мужу - а ты знал, что Джек Конти из Помпламус придумал и основал Патреон?? Он тоже не знал.

Вот вам другое видео, с песней Пиаф в ее исполнении.

image Click to view

patreon, music, anthropology1

Previous post Next post
Up