Я совершенно теперь не успеваю писать сюда о книгах и иллюстрациях, все уходит в
Патреон. Там я пишу много и подробно, рассматривая технику и приемы художников, обращая внимание на мелочи и детали в иллюстрации, рисунке или картине. И вот думаю, сюда помещать фрагменты постов из
Патреона, небольшие цитаты оттуда. Сегодня будет кусочек рассказа об иллюстрациях Калиновского к "Мастеру и Маргарите". Весь цикл про эти полифонические иллюстрации состоит из трех частей, потому что иллюстрации там совершенно разные - от глумливых и карикатурных до реалистичных и живописных.
Это иллюстрация к роману в романе, к моменту в сочинении Мастера, когда Пилат проиграл, не смог спасти Иешуа, умывает руки и уходит. Дальше будет цитата из
рассказа в Патреоне.
**********************************************************************************
Калиновский, у меня такое ощущение, воспринимал текст как музыку - со своим темпом и чувствами - и рисовал под эту музыку. Не просто эту музыку, а как бы под нее - и движения его кисти или пера подчинялись этому воображаемому ритму.
Пилат умывает руки. Каифа выбрал спасти разбойника и обречь на смерть проповедника чуждого. Яркий день, белый камень слепит и расплывается перед глазами.
И давайте рассмотрим композицию. В картине или иллюстрации необходимо создавать композиционный центр и линии движения глаз. В композиционном центре происходит главное действие, туда должен первым образом упадать взгляд. Затем он должен двигаться по созданным автором линиям, чтобы мы видели другие детали - и история раскрывалась полностью. Это движение глаз создает в неподвижной "одновременной" картине иллюзию последовательного действия, разворачивающихся событий. В современных комиксах, например, это делается последовательностью окон, "кадров" на одной странице.
Здесь же наш взгляд первым делом падает на группу солдат в белом и согнутую фигуру в рубище - слева, на краю белого моста. В композиционном центре обычно бывает и самый большой тональный и цветовой контраст - так и тут, самое сильное противопоставление темного и светлого именно в этом месте.
Затем горизонталь моста уводит наш взгляд к фигуре Пилата справа. Он потерпел поражение, объявил о нем и не остается досматривать балаган. Он один и одиночество это осязаемо.
Затем наш взгляд падает вниз и мы видим притаившуюся у стены пару - это, судя по всему, один из учеников, и мать или одна из женщин, что тайно похоронят Иешуа.
Дальше наш взгляд по краю проходит влево. Мы понимаем, что у подножия каменного моста собралась толпа, но видим только спины легионеров с копьями - оцепление.
И взгляд снова поднимается вверх, к началу рассматривания. И теперь мы замечаем немного странное. Мы-то думали, что на краю там стоит Иешуа, но фигура человека угодливо согнута, в ней нет легкости и достоинства недавнего собеседника Пилата. И тут наш взгляд сдвигается еще немного справо - и мы видим почти неразличимую группу, уходящую за края моста, за горизонт.
И становится понятно, что это осужденные - те три темных маленьких тени, сопровождаемые легионерами в белом. Иешуа среди них. Их уводят к месту казни. А на мосту остался стоять разбойник Вар-Равван, которому даровали жизнь, и ноги его подкосились от неожиданной вести, и он смотрит на толпу, которая ревет от восторга и швыряет под ноги монеты и финики.
И вот так в одной статичной иллюстрации мы видим целую историю, с движениями, чувствами, тем, как этот момент отражается в жизни нескольких человек.
Конец цитаты
*******************************************************
Может быть сделать рубрику и дальше такие небольшие выдержки из постов в Патреоне сюда печатать?
Если вы хотите читать полностью и не живете в РФ, можно подписаться
на уровень с книжками и иллюстрациями. Или только на уровень с советами по рисованию. Рассказов там уже много, можно подписаться на любое удобное время, почитать и решить, хочется ли большего. Патреон еще предлагает "бесплатную" подписку - но эти люди просто видят то, что я написала в открытых всем постах, а я их делаю крайне редко.