Кино по книге

Mar 08, 2024 12:08

Досмотрела фильм 1963-го года «Дикая собака динго». Как он мне в детстве-юности не понравился, так и сейчас то же самое.

По сравнению с книгой, где поведение героини  как-то объясняется ее внутренним состоянием - и даже более того, чрезвычайными текущими обстоятельствами - в кино все выходки Тани кажутся следствием ее натуры. В книге ты понимаешь, что  на подростка свалилось сразу два крупных нервных события - появление в ее жизни отца, который оставил их с матерью, когда Тане было 8 месяцев, и больше они не виделись - и первая влюбленность, в мальчика, который к тому же приемный сын ее отца.

А в кино она выглядит просто  постоянно делающей резкие движения и отхамливающейся  в сторону людей (даже если  делает это в процессе медленно, как сомнамбула). Вот эти резкости, убегания, выпады словесные - мне кажутся в духе цветаевщины, которую я очень в женщинах не люблю. Знаете, из серии - Он подарил мне прекрасный подарок. Я знаю, что должна поблагодарить его, но я, конечно, дала ему в рыло и унеслась, (весело/угрюмо) хохоча и распевая.

Я сейчас поняла, что  во многих фильмах шестидесятых-семидесятых годов была такая героиня девочка-девушка-женщина, «вся такая внезапная». Я совершенно не понимала их поступков, при этом авторы как бы намекали всем фильмом, что это очень поэтично, она вся такая глубокая и необычная.

Не люблю.

Еще подумала. Во многих историях мы, зрители, выбираем, кем нужно пожертвовать.На этом основаны эпические битвы про Каренину и Ирен Форсайт. Вот и в этой истории автор пожертвовал одними людьми ради других, а я бы выбрала иначе.

Там есть мама, девочка, бывший мамин муж, ныне вновь появившийся в жизни девочки отец, приемный сын этого отца - и предмет влюбленности девочки.

Девочка впервые в жизни получает отцовскую фигуру, по которой тосковала - и  страдала, что у всех есть, а у нее никогда не было. Она получает первую любовь - которая к тому же честный, прекрасный, хороший мальчик - и отвечает ей взаимностью.

Но есть мама, которая за 13 лет, оказывается не перестала любить бывшего мужа, никого не пыталась найти, никуда кроме работы и дочери вектор не направляла - и теперь страдает, изредка бывшего встречая, с его женой разговаривая, и от дочери о нем слыша.

И любящая дочь для спасения душевного спокойствия матери предлагает ей уехать совсем из этого города. Мать соглашается немедленно.

То есть они бросают: родной город, в котором девочка выросла; работу, на которой мать-врача ценят и любят; дом, который им принадлежит; школу, в которой девочке привычно и еще учиться несколько лет, любимую учительницу, которая девочку понимает, друзей, с которыми она сроднилась; вернейшего друга нанайского мальчика, который ей как брат, но любит ее беззаветно; неожиданно обретенного отца, который горит желанием возместить хоть немного свое такое долгое отсутствие в жизни дочери; первую любовь девочки, которая даже толком не расцвела, мальчика, который внезапно тоже обрел первую любовь. И все это ради того, чтобы матери не попадался на глаза давно ушедший и давно живущий другой жизнью первый муж?

Вот всей этой грудой взрослая женщина охотно жертвует, чтобы себе немного облегчить невротическую неотвязанность от прошлых отношений. И автор жертвует. И нам предлагают согласиться.

Я бы пожертвовала чувствами матери, вопроса нет. И на месте автора - и на месте матери!Взрослой тетеньке хорошо бы со своими чувствами разбираться самой, не перекладывая их на плечи ребенка.

Добавляет трагизма то, что хотя кино снято, наверное, про те же шестидесятые, судя по модам, но в реальности книги история происходит в 38-39-м. И это означает, что через два, два с половиной года эта их жизнь кончится. Отец военный, мать военно-обязанная как врач, детям в 42-м исполнится по 18 лет - и они тоже, скорее всего, сгинут в военной мясорубке. И автор отнял у них эти крохотные годы с немножечком счастья.

anthropology, females, reading, cinema

Previous post Next post
Up