Два с половиной часа проболтали с мамой. Я не хочу ей звонить усталая или расстроенная, хочу ее веселить, а тут все отлично сложилось - я всяких дел за день назаканчивала, запаковала все посылки с купленным, отправила мужа на почту с ними, а сама с чувством выполненного долга пошла с нею говорить на свободе.
Мне нравится - поднимает трубку и говорит : ты мне звонишь , что ли? Я тут играю!
Ладно, говорю, мне позже позвонить?
Нет-нет! - восклицает, давай сейчас! Я про тебя думала на этой неделе, боялась, что у тебя неприятности.
Сейчас уже все нормально, говорю, давай болтать!
Столько всего обсудили внезапно - от войны до семейных дел, от истории до инстаграмных интересностей. Чувства у нас про войну совершенно одинаковые - утром вспоминаешь и как плитой придавливает. Я никогда не слышала маму, разговаривающую матом! Она старалась останавливать в нашем присутствии даже отдельно рвущиеся слова. Но тут! Очень много слов моя мама знает! И я так понимаю, это был момент, когда она меня приняла во "взрослые"!
А я ей рассказала мем про "русский военный корабль" - она его не знала, но мгновенно освоила. Несколько раз употребила в переносном значении. Описывает кого-то из ролика: идет такой, штаны спущены вот по самый... русский военный корабль... Вообще много смешила меня, а я ее.
Но самое интересное мы обсудили, когда отправились "по волнам моей памяти". Были в прошлом у нас непростые периоды ( не у нас с нею, а жизненные полосы) - а мы тогда были в разных местах и видели их с разных сторон. А сейчас рассказывали друг другу, что другая видела, слышала и чувствовала. И она все время восклицала - о! я этого не знала! и вот этого не знала! - И мы такие интересные тонкости вспоминали и рассказывали друг другу. Меня вообще сейчас занимает большая картина, которую ты видишь, если отступаешь от ситуации. Пока ты в нее погружен ( или вспоминаешь с погружением) все может казаться печальным, неудачным, неприятным - но отступаешь и видишь, что это принесло какую-то удивительную удачу, какое-то решение другой проблемы, результат, которого не предсказывал. Постоянное воплощение английской пословицы every cloud has a silver lining - у каждого темного облака есть серебряная обратная сторона. Я ей говорю - вот я сейчас стараюсь сосредотачиваться именно на этих серебряных сторонах. Она восклицает - и я!
Я ей рассказала про два серебряных подарка из ситуации, которую мы вспоминали как почти полностью трагичную. Ее это очень удивило - но в конце она их запомнила, и теперь у нее тоже будет такая ассоциация!
Говорили про наше детство и их родительство. Мама говорит - знала бы ты, о скольких вещах я жалею, что не поступила иначе! А я ей рассказала, что все время пересматриваю ситуации из прошлого - и меняю к ним отношение. Это в детстве кажется, что родители всезнающие и всемогущие, а также что у них не должно быть других забот и интересов, как вращаться вокруг детей, думать и предугадывать все их чувства и только и делать, что полностью сосредотачиваться на детях в любом поступке. Но я вдруг поняла, что у родителей была в этот момент целая своя взрослая жизнь еще кроме меня - работа, отношения с коллегами и друзьями, родственники, свои интересы, свои ссоры, настроения и просто желания побыть в одиночестве. Пятилетняя я даже не допускала об этом мысли. Сегодняшняя я вдруг увидела большую картину. Ну да, я немного поогорчалась полдня, но ничего страшного не случилось. А те родители теперь для меня не всесильные телепаты - а очень молодые люди со своими проблемами и заботами. А главное, говорю я маме, вы делали то, что могли с теми силами, знаниями, умениями, что у вас были на тот момент! Это у нас сейчас тонны книг, курсов, все тебе объясняют про чувства, есть психологи - а тогда бедные родители не знали ничего, нигде не могли прочесть, что сами надумали или подсмотрели где-то - то и применяли. Мама еще порывалась повиниться, а я ей повторяла, что вообще перестала какие-то претензии к родителям иметь, только благодарность.
А еще интересно, что люди мало обсуждают случаи из жизни. То есть кажется, что все понятно, картина вот такая - а начинаю с мамой обсуждать - а у нее другая! Просто последовательность событий другая, причины другие. С ребенком особенно усложняется - ему могли сказать не то, чтобы упростить или отделаться, он сам мог додумать объяснения, а потом закрепить их как "это было вот так". А потом оказывается, что было совсем не так. Или не совсем так. И мама такая - а что, мы( или они) тебе этого не сказали??
В общем удивительно интересно свою же жизнь перечитывать, как книгу, и обсуждать с другим читателем, у которого немного другой вариант - вот про это больше и подробнее, а про это вообще нет. Мама тоже с упоением это обсуждала, мне ее перекрикивать иногда приходилось - да дай же я дорасскажу сначала! А потом ты свою дополненную версию!
В общем, она еще бодрец и могла бы еще обсуждать, но пожалела меня - а у меня вечером начинается какая-то аллергия - нос заложен, глаза слезятся, кашель и иногда волдыри на руках. Я начала говорить в нос и слегка задыхаться, и мама с сожалением - а вот еще это давай вспомним! - меня отправила до следующего раза. Сказала, что ей было ужасно интересно и полезно, и не терпится еще что-нибудь такое же вспомнить до мелочей и обсудить.
А! Еще когда обсуждали детей, воспитание, актрис, которые в ее время отказывались иметь детей, чтобы не терять карьеру, а сейчас рожают по четыре-пять ( от четырех разных мужей! - изумлялась мама) - и продолжают сниматься, я ей рассказала про не перестающий меня изумлять эксперимент с двадцатью одновременными детьми. Рассказала все подробности, как там все устроено и организовано, рассказала, что я хожу туда смотреть на милейших детишек, таких ухоженных, чистеньких с разными прекрасными качественными штуками вокруг. Они правда ужасно мимимишные, причем в большом размахе - от совершенно тюркских, чернобровых и смуглых - до белоснежных голубоглазов. Мама сильно заинтересовалась и побежит теперь на них смотреть.
Обычно она мне еще рассказывает и рекомендует разные книги и фильмы, которые читает и смотрит, но тут не дошло даже - живая жизнь оказалась увлекательнее.
А! Еще бабушку вспоминали. Бабушка была супер-матриарх. Мама говорит - она тебя всегда больше всех любила, говорила, что ты на нее больше всех похожа всей повадкой и умениями. И одно из огорчений - бабушка в 86 впервые приехала в город - сделать операцию на глаза, чтобы мочь читать дальше. А после этого мама ее отвезла обратно в деревню. И теперь говорит - ну и что рвалась? Я же могла обмануть, сказать, что врачи велели еще два месяца лечиться, а там осень и зима, она уже и привыкла. Обеспечили бы ей свою отдельную посуду староверскую, весь уклад.А староверов нашли бы ей и в городе. Я говорю - о! так я же могла бы ей составить компанию запросто! Во-первых, я читала по-церковно-славянски, и в больнице ей каждый день приходила читать псалтирь, чтобы она знала, за кого молиться сегодня. А во-вторых, знаешь ли ты, что меня дважды принимали в староверы? Я проходила нужный ( тут мне все подворачивалось слово "гиюр") нужный процесс, и после этого становилась одной из них, могла есть из бабушкиной посуды и все с нею делать. Первый раз меня взяли на крещение в дальнюю деревню в качестве крестной матери мальчика. Мальчика нам оставили в полностью пустом доме. А меня как-то "рукоположили" - это нужно было долгий молебен отстоять.
А второй раз в другое лето, старушкам не хватало кворума и меня кооптировали на большой молебен. Все их песнопения я знала и петь хором могла,и мне из сундука достали все дореволюционное облачение - тонкую белую рубашку с кружевами и широкими рукавами, черный шелковый сарафан и черный платок с булавкой, дали лестовку и коврик бархатный вышитый. И я простояла с раннего утра до полудня под мерцанием свечей и качание кадилом, подпевая "... честнейшая Херувим и славнейшая воистину Серафим" ( я помню по музыке "воистину", но интернет на этом месте показывает "без сравнения"). И вот опять же, после этого я стала одной из клана и мне разрешено было сесть за стол со веми старухами - и до обычных людей.
Вот, говорю, маме, она могла меня опять так провести через большой молебен - и дальше я бы ей была своя. Могла бы ей готовить и распевать каждый день с нею. а там бы и других старух в компанию нашли бы.
И мы опять поахали, что не додумались тогда соврать. А бабушка к себе на вольницу отправилась, в вятскую деревню. И почти до конца так самостоятельно и жила. Бабушку прямо я очень любила. У меня много ее вещей - и
подручник молельный бархатный, золотом вышитый и даже лестовка, полотенце ее, которое она в приданное себе делала - там у нее инициалы еще девичьи.
Но про историю рода и родственников решили в другой раз поговорить - опять под запись, собирая мамины воспоминания. И опять повспоминаем - я ей обещала одно упражнение рассказать про работу с визуализацией. Она еще и еще, уже прощаясь, что-то начинала новое - и я смеюсь - я точно так же делаю со своей дочерью в телефонных разговорах.
И кстати:) - вчера забыла парные имена двух своих двоюродных братьев, хотела у нее спросить - но вспомнила в ту же секунду, как начала вопрос. Но забыть не сложно - у меня кузенов 21 штука, если я правильно сочла, мне кажется, я не совсеми лично встречалась даже!
В общем разошлись записывать темы для обсуждения в следующий раз, чтобы не забыть:) А я тут же на память это записала.