Apr 21, 2022 23:44
Опробовала сегодня идею записи маминых воспоминаний в скайпе.
До этого мы долго обсуждали, я ее все подбивала писать, но она никак не могла определиться с форматом. То ли руками в тетрадке, то ли набирать в компьютере, то ли в телефоне. Пробовала она мне писать и в инстаграме и в скайпе. Но все не то. И она ленится, и набирает небольшими кусочками. И еще художественно пишет! Вот в кого у нас Муся, оказывается. Мама не просто пишет факты, а расцвечивает художественно, то тут с душевным нажимом, то там. А я хочу просто факты.
Вот и пришла мне в голову идея звонить ей по скайпу и ставить на запись разговор. А там уже задавать ей вопросы, уточнять, всякие подробности выяснять по ходу дела.
И сегодня я ей позвонила, сказала, что пробную запись сделаем - посмотрим, что выйдет. И так хорошо пошло, что вместо 15 пробных минут мы проговорили час! И мне и ей понравилось - вышло лучше, чем мы ожидали. Я стала расспрашивать про деда - из какой он семьи, знала ли она его родственников - а там пошло-поехало. Имена она все помнит отлично - и про стольких людей я сегодня узнала. Оказалось, к моему изумлению, что Маня Исаковна - старуха, что жила через несколько домов от нашего дома - приходится мне двоюродной бабушкой! Она была дочерью родного брата моего прадеда.
Мой прадед умер от туберкулеза, когда деду было всего два года. Был прадед мастером по всяким - как бы это сказать?- средствам передвижения. Большая постройка во дворе звалась и при мне каретником, но мама говорит, что карет не застала. Дед пошел по той же стезе - делал сани, телеги, повозки, оглобли, колеса. Но как-то сам выучился - при помощи дяди Исака. А все инструменты, наверное, от отца остались.
Первое колесо он починил в шесть лет. Напротив дома дяди Исака у телеги сломалось колесо, деревня стояла на Сибирском тракте и по дороге постоянно кто-то ехал. Крестьянин спросил, где починить, и Исак сказал - знаю, пошли со мной к Васеньке. Вызвали Васю и сказали - ну давай, чини. Дядя подсказывал, что нужно делать, а Вася сам колесо снял, осмотрел, починил и обратно поставил. Такая легенда во всяком случае рассказывалась в семье. И так ему это дело понравилось, что он занялся и дальше. Я посчитала - было это в 1890-м году!
Я еще ткала на станке, который дед сделал. Там были красивейшие бёрда - такие решетки деревянные для пропускания нитей. Они состояли из рамы, внутри которой стояли плоские деревянные пластины - тонкие и с красиво вырезанным узорным верхом. Станок в разобранном виде стоял в амбаре и однажды при помощи деревенских умелиц его собрали и наладили. Занял он почти пол-амбара. Натянули основу льняную - и сестры и я ткали полосу льняного полотна. А потом, кажется, и половики из нарезанных тряпочек. Ткать мне очень понравилось, я бы там часами сидела, но кузин у меня много и все ждали своей очереди.
В общем научилась я и запись включать, и узнала, что хранится она в скайпе 30 дней, потом стирается. Надо теперь перекачать ее на большой комп и завести там архив. А дальше можно будет записать эти рассказы уже словами.
Маме тоже понравилось намного больше, чем она ожидала. Она к моей первоначальной идее отнеслась скептически, не понимала, что такого удобного я в этом нахожу. Но после разговора сказала, что она бы не придумала сама вот это написать - а тут я задавала вопросы - и ее вели воспоминания. И она столько вспомнила - что уже и сама не знала, что помнит. И мне показалось очень удобным - к написанному еще поди задай все вопросы с уточнениями, а тут сразу в процессе можно уточнить, переспросить, обсудить. Я уже молчу, что практически ничего из того, что она рассказала, я не знала.
Будем продолжать теперь, обеим не терпится.
family,
proshloe