По средам у меня назначен день большого метра. В этот день я решила смотреть семьей полное кино, а не сериальные короткие серии.
И мысль у меня была смотреть всякие хорошие фильмы - а под хорошими я часто понимаю трудные. Не знаю, почему - какое-то ощущение, что развлекательные вещи идут быстро и легко, но ведь есть значительные известные фильмы, их смотреть дольше и труднее. ( почему-то камертоном у меня было в голове про "Зеленую милю")
Ну и что вы думаете? Кто-то из нас постоянно уклоняется от серьезности. С ощущением - и так тяжело, зачем еще смотреть тяжелый фильм.
На этом месте я вспомнила, что когда была юной девицей, внезапно на меня нашел стыд за легкомыслие и хорошую жизнь и я решила,
что буду смотреть фильмы про войну. Неприятно, тяжело? Так тебе, стрекозе, и надо! Смотри и обдирайся, чем тяжелее, тем праведнее.
И я начала смотреть. Пока не довела себя почти до депрессии и полной потери радости.
Но когда смотришь много, понимаешь вдруг общую художественную картину. И она не про реальность, а про формат, про то, как полагалось снимать, про то, как творцы почти без слов, наверное, договорились, как это будут показывать. А договорились они до очень депрессивного формата.
Во-первых, во время фильмовой войны никогда не было хорошей погоды или приятного времени года. Там была либо серая стужа либо - чаще - беспросветная осень: месиво дорог, непроходимость, мрачные унылые пейзажи, изможденные лица, проливной холодный дождь. Удивительно, думала я - ведь как минимум четыре раз за это время было лето, как так получилось, что его не было?
Во-вторых, все милые герои погибали. Причем по одинаковой схеме, быстро замеченной и отравляющей уже с начала смотрение. Я потом заметила это еще сильнее. Если в американском фильме герой на привале мечтательно говорит, какой сад он разобьет после войны - фильм закончится картиной цветущего сада. Если это говорит советский герой - это значит, сто процентов его убьют в какой-то неожиданный, но неизбежный момент - желательно еще с особой жестокостью.
В общем после сожжения деревни и девочки, сошедшей с ума, с текущей по ногам кровью в "Иди и смотри" я поняла, что праведности у меня не выйдет - потому что я заболею просто от этой безнадежности и нагнетания мучительности. И бросила.
Так что понимаю нежелание мужа смотреть после трудного дня еще и печальный трудный фильм. Однако у нас разное понимание вот этой тяжести для души. Он смотрит много, что мне кажется неприятно тяжелым - но без меня. Вот это интересно - ему не кажется изматывающим, когда судьба мутозит героев, а я прямо не выношу, когда мне душу наматывают на колышки. Так он без меня посмотрел Breaking Bad и Обычных людей. А сейчас смотрит Штиселя. Я не смогла смотреть на эти мозгострадания евреев после первого сезона, хотя сериал хороший.
А ему тяжело смотреть мои ужастики или триллеры:) По мне так "Офис" гораздо больше мотает нервы, чем триллер, который я воспринимаю как условность, художественный проект и игру фантазии.
В общем, что рак и щука посмотрели вместе за последнее время?
"Человека дождя". Очень душевно, как в юном создании, думающем только о выгоде, просыпается человеческое и нежное. И молодой Круз очень-очень хорошенький.
"Ноттинг Хилл". Потому что считается знаковым и фраза вот стою я перед вами, простая русская баба я просто девочка, которая стоит перед мальчиком столько раз цитировалась, что надо было уже знать первоисточник. Исплевались. Видимо его сняли на волне успеха Четырех свадеб, потому что он играет опять то же самое - нелепого, но очаровательного англичанина, который ошалевает от прекрасной и гламурной американки, так что она не замечает, что несмотря на свою холодность делает все-все сама - сама все предлагает, сама все устраивает, сама его доводит до постели. Обеих американок-актрис я очень недолюбливаю - и Макдауэлл и Робертс. Но молодой Грант просто невыносимо хорош собой с этими кудрями, греческим носом и спаниэльными глазками. Фильм, однако, так густо намазан, такой cheesy, с такой кучей штампов и с очень фигово прописанными диалогами - так что только очарование британскости его немнооожечко спасает.
В эту среду стали смотреть предлагаемый Нетфликсом We Have Always Lived in the Castle. Он был такой длинный, медленный и нудный, что смотрение пришлось разбить на два дня. Общее - фу. Очень красивый визуально. Вроде как американцы, но все вокруг какое-то английское - и оказалось, точно! - снято было в Ирландии. . Две сестры и парализованный дядя живут в небольшом семейном замке после того, как шесть лет назад старшая отравила все семейство - родители погибли, а дядя остался инвалидом. В деревне их ненавидят и считают ведьмами.
И вот значит, весь фильм практически до конца их все гнобят и гнобят, девочка раскидывает заговоры и проводит колдовские ритуалы, но они все оказываются неудачными. Все плохо - и нет ни одного просвета, хотя вроде там и магия должна быть. Обычно в таких фильмах есть волны - погнобили кого-то - он немного отыгрался, придавили, он слегка дал отпор, повезло плохим - немного удалось хорошим. А тут нет! Никакая магия, никакие душевные качества, никаких просветов. И вот эта длинная равномерная нудятина без крошек удовлетворения - и я ее терплю только в надежде, что в конце будет фейерверк, наши всем начистят пятак, мы узнаем, в чем секретный смысл всего, магия бабахнет. А все такое пошипело, взблеснуло вяло и скисло. Никакого моего любимого - а в действительности то все совсем иначе, чем на самом деле, никаких любимых схем с двумя концами, каждый из которых неожиданный. Хотя да, там было два вялых конца, но никакого удовлетворения.
В отзывах фильм ругают все, кто читал книгу, и по их описаниям
книга и сложнее и смешнее и глубже. Наверное, нужно прочесть!
(пошла на Амазон посмотреть на книгу, а оказалось автор написала и The Haunting of Hill House, сериал по которому тоже отменно длинный, медленный, нудный и пустой. И тоже семейные проблемы, вынужденные убийства и что-то потусторонее все время вмешивается в жизнь - или просто герои поехали крышей?)
Состояние недоувлекательности пришлось быстро перебить
еще одним предлагаемым на первой странице Амазон прайма - The Map of Tiny Perfect Things. И он быстро восстановил мне душевное равновесие. Даже название уже вполне мое - Карта крошечных прекрасных вещей.
Это вариант смеси из Дня сурка и Русской матрешки. Мальчик живет все время один и тот же день. Но находит девочку, которая тоже в нем. И они должны разгадать, что сделать, чтобы прервать эту закольцованность.
Как и в дне сурка, они скоро выучивают все события в маленьком городке, запоминают все нелепости, совпадения и удивительные случайности, которые происходили в этот день. Постоянно спасают людей от мелких неприятностей, автоматически ловят все, что падает. И карта эта - как раз таких мелких идеальных случаев в разных частях города, которыми они делятся друг с другом.
Очень милый фильм, идет в хорошем ритме и кругло закрывается, даже собачке Чубарке повезло.
А, еще забыла про фильм с магией и замком сказать - там время такое пятидесятых годов и героиня носит красивые платья с юбками стоячими и у нее кухня вся такая цветная, и дом полон всякой-всякой полукитчевой фигни из пятидесятых - на фоне торжественных предков по стенам.
А в фильме про карту идеальных вещей совершенно условное какое-то время. У них есть смартфоны, но одеты они в какую-то бесхарактерную восьмидесятость. Девочка всегда в чем-то мешковатом или черных колготках, джинсы высоко на талии. И оба героя вроде бы старшеклассники, но играют их актеры как будто взрослее - как в нашем "Доживем до понедельника" или в американском Grease. У мальчика немолодое лицо, и он похож на остроглазого Джозефа Гордон-Левитта, а девочка с копной белокурых кудряшек и особенно сияющими глазами - просто вылитая Вирджиния Мадсен из восьмидесятых - что тоже добавляет оттенка ностальгичности и старовременности.
И хотя с Дня сурка уже немало фильмов сняли про повтор одного и того же дня, я все равно их люблю! Мне нравится придумывать, что можно было бы сделать в таких условиях - чтобы не сойти с ума и не озлобиться на мир. Это очень странные условия - ты все можешь пробовать - завтра это сотрется из памяти людей, ты можешь вообще ничего не делать, что полагается - не ходить на работу или в школу, не вести себя прилично, и при этом можно бесконечно чему-то учиться или перепробовать все материалы - опыт-то у тебя остается назавтра.
Ну и посмотрели новый сезон "Любовь, смерть и роботы" - совершенно прекрасные графически анимации, но про очень безрадостное будущее.