В прошлый раз я писала о том, что важно уметь видеть, когда вы рисуете наброски. И первым было направление линий. В том посте было написано подробно, но в отсутствии картинок, я думаю, вам сложнее представить, что имелось в виду. Поэтому сегодня будет с примерами!
Одна из характерных вещей у начинающих в набросках - это то, что все имеет тенденцию рисоваться прямо (и занозисто) как доски - и ноги и руки и даже головы бывают на рисунках как прямые полена. Хотя в живой природе у человека ничего не похоже на полено или доску.
Помните, я учила мужа рисовать? Он никогда не пробовал до этого, но под моим словесным руководством нарисовал вполне сносных две головы:(
Попытка раз и
попытка два). Я не прикасалась к его рисункам и ничего не говорила про анатомию - только предлагала ему смотреть на линии - под каким углом они идут, как взаимодействуют - и переносить это на лист.
Это же умение нужно тренировать для набросков ( и вообще рисунка с натуры). Но вся прелесть в том, что тренировать можно "на суше". Если вы стоите в очереди, едете в метро или электричке, ждете у врача - а скетчбук с собой не захватили - рисуйте в воображении. Смотрите на фигуры вокруг и замечайте их линии, пропорции и формы, как бы объясняйте их себе в голове - готовыми к рисованию. Так можно сильно продвигаться даже в отсутствии возможности рисовать.
Помните виртуозного
Ким Джунг Джи - он так рисовал три года в армии, когда не было возможности взять карандаш - просто рассматривая предметы и рисуя их в своем воображении.
Вот возьмем для примера этого прекрасного панка. Предположим, вы его хотели бы нарисовать. Поза отличная, выразительная, практически все на виду, почти ничего не уходит в сокращение. На что мы будем смотреть? Что замечать?
Самые смелые могут до захода под кат попробовать нарисовать этого товарища, а потом продолжить читать:)
Под катом примеры.
Во-первых, осознаем хорошенько, где у нас вертикали и горизонтали. Дальше будем сравнивать линии с ними.
Видите - ни в каком месте туловище не идет прямым бревном. С точки зрения анатомии у него грудная клетка наклонена вперед, а таз - в противоположном направлении. Но мы будем смотреть только с точки зрения линий. Спину по большому счету очерчивают три линии. Средняя тоже отклонена от вертикали - посмотрите общим взглядом на нее и на край страницы. Верхняя и нижняя отклонены сильнее, но обе под острым углом к вертикали. И общая форма - если мы посмотрим сбоку - широкого "тазика"
Все закругления можно врисовать внутри углов , но вы должны уметь видеть, что низ жилетки идет двумя линиями под углом от горизонтали. Линия ремня практически параллельна нижней линии бедра. Бедро сужается, линии вверх идут на скос. А одна из любимых манер неопытных художников - рисовать любые штанины как трубы - ровными параллельными полосами. Линия голени не такая наклонная как линия бедра. В внутреннюю часть голени можете пронаблюдать сами:)
А вот так идут важные линии головы
Вот все важные линии туловища. Если вы их увидите, вам будет легче нарисовать именно то, что перед вами. В противном случае, люди рисуют просто какие-то линии пузырями, не очень понимая, где именно они должны быть выпуклыми.
И вот еще что очень важно для рисунка - находить и отмечать самые крайние точки по горизонтали и вертикали!
Верхняя зеленая точка - самая верхняя точка головы - в обе стороны от нее линии идут, понижаясь. Если вы рисовали, у вас она тоже там?
Самая правая точка на затылке - это самая выпуклая часть рисунка головы. Выше и ниже нее линии идут под углом, видите?
Точка рядом с кончиком носа - самая крайняя левая часть лица. Смотрите - все линии ниже и выше уходят под углом к вертикали.
И точка на подбородке - самая нижняя часть лица, челюсть и закругление подбородка идут вверх от нее.
На спине самое крайнее место даже не точка, а небольшой вертикальный отрезок, не такой длины как вся зеленая линия - внутри нее. А линия продолжается дальше, чтобы было видно - очертания туловища уходят под углом от нее.
В реальности даже легче отмечать направление линий - там больше ориентиров вертикалей и горизонталей. Как я уже сказала, при рисовании вы должны это все видеть, соображать и переносить осознанно на бумагу. В начале будет медленно - чуть ли не проговаривая вслух. С опытом станет все более автоматическим - вы будете наблюдать-замечать-осознавать практически незаметно для себя - просто сразу переносить нужную линию на рисунок. Автоматичность можно приблизить тренировками без бумаги в любом месте. Навык останется с вами!
>>>Продолжение: какие простые формы можно разглядеть в этом панке