В этот день я много писала. Прямо с утра, не отвлекаясь, взяла лаптоп и описывала предыдущий день. В этот раз открыла страницу в скривенере и писала туда кусками, потом в посты по отдельности впечатывала. Скривенер - программа писательская, поэтому там статистика сразу наглядная. Написала я всего 3697 слов или 24 189 знаков. В словах понятнее тем, кто пишет роман в ноябре. А мне понятнее в знаках - это физическая, логическая величина. Со времени, когда я писала статьи для Космо, я помнила, что там у меня был размер в 10 000 знаков для статьи. Так это у меня и осталось нормой измерения - “одна статья”. И выходит, что я написала по размеру почти две с половиной статьи за один присест.
Меня всегда поражают такие концентрированные усилия. Оглядываешься назад и понимаешь, что и времени не так много заняло, а результат вот он - увесистый. И думаешь - это что же, я так каждый день бы мог? И какая же результативная жизнь была бы!
Некоторые из вас, наверное, знают про NaNoWriMo и участвуют в нем. Это ежегодный ноябрьский
проект, когда множество людей-участников пишут роман, каждый свой. Американские люди удивительным образом почти все мечтают написать роман. Каждый считает, что у него есть что сказать - и именно в романном виде. И вот для них был придуман этот проект, в нестянутом виде называется National Novel Writing Month - то есть Национальный Месяц Написания Романа. Национальный - в смысле народный,всенародный, у нас в стране.
Идея его такова - средняя приличная длина романа - 50 тысяч слов. Дайте себе обещание писать ежедневно по 1666 слов - и к концу месяца у вас будет готовый роман! Текст не нужно пока переделывать, редактировать, нужно только писать и писать каждый день. Это норма вполне реальная. Я много читала про режим дня профессиональных писателей, у них есть такая святая норма - 1000 слов в день. Но они работают десятилетиями, им важно и произвести и не выдохнуться. В месяц романа однократным порывом можно и больше писать. У меня, как видно из цифр выше, в два с четвертью раза больше понаписано было вчера:)
Конечно, большая часть написанных в этот месяц романов художественную ценность имеет сомнительную. Но дело не в этом! Дело в дисциплине - и в том, что вместо мечты, тянущейся годами, к концу месяца у человека на руках готовый результат. Он написал роман! Одно это должно приносить удивительное удовлетворение.
Скривенер, которым я уже давно пользуюсь (спасибо жежешным добрым советчикам!) активно поддерживает нанораймистов. Бесплатной версией можно как раз пользоваться месяц - то есть написать роман, не тратя еще денег. И в программе этой можно задать себе норму знаков-слов в день и она сама будет следить, успеваешь ты, отстаешь или обгоняешь.
Я себе сразу платную версию купила на Амазоне -
вот тут они есть и для PC и для MAC Знание ворда слегка помогает, но именно для писательских дел я уселась и пересмотрела кучу туториалов на ютубе. Там много советов именно для художественной литературы - когда нужно следить за героями и их сценами, можно отмечать с чьей точки зрения пишется эпизод, собирать отдельно материалы для описания мест, внешности, одежды, деталей.
Я это все приняла к сведению, но пользуюсь по-своему. У меня несколько проектов заведено для всяких разных текстов - и книжных и жежешных и магазинных. И свои творческие проекты и идеи тоже перекочевали в скривенер.
Но вот о чем я вчера раздумалась. Читала на сайте
"Жить интересно" рассказ одной участницы о том, как у нее организован день. Она работает на себя, большей частью на компьютере из дома. И знаете, как это бывает, когда в чужом рассказе вас поражает какая-то деталь? Сосед ваш мимо бы прошел, а вас останавливает.
Вот так меня у нее поразило, как она работает.
Она переученная сова, ложится рано, встает рано - в пять-шесть. И первым делом - вообще первым, до умывания и опускания ног с постели - берет лаптоп и начинает работать - проверять почту и планы.
И дальше так и работает - большой кусок работы, в перерыве в 15 минут делает все рутинные дела - умывается, одевается, завтракает, делает что-то по хозяйству. И к двум дня у нее сделан большущий кусок работы - 8-9 часов она провела как рабочий день. Сделано полно деловой работы и между нею незаметно все рутинное-домашнее-личное. И после двух до 10 ночи у нее восемь совершенно свободных часов - на себя, ребенка, гостей, личные занятия, поездки.
Вот это вот - начать работать в постели сразу первым делом - меня поразило, как очень верное и правильное и для меня тоже! Она пишет, что все, что она пробовала до этого - все эти плавные вхождения в день - приведение себя в порядок, физкультура, завтрак, кофе - только расхолаживали ее. И у меня! Если я встаю и делаю все утренние занятия, как я воображаю в идеальном варианте - удивительным образом после завтрака я уже как-то “намоталась” и у меня не готовность теперь “работать настоящее” - а большое желание лечь обратно, накрыться с головой, угреться и отдохнуть.
И меня всегда привлекали все эти советы - делать поутру самое важное дело. Все эти идеи от
Брайана Трейси, которые волей редактора назвались "утренними лягушками" ( то есть важными и неприятными делами) - но он вовсе не обязательно имел в виду неприятность. Мне внутри кажется очень-очень правильным и эффективным делать важное сразу с утра - но именно вот так, как у этой девушки - без раскачки, без промежутков, без “вхождения” в день.
У меня утро само организовано принудительно так, что после просыпания я пью таблетку и есть можно только через час после нее. Так что у меня автоматически между умыванием и едой есть час каждое утро. И самые мои приятные воспоминания - это когда я в этот час сразу сажусь и делаю что-то - ровно час.
Два таких длинных эксперимента у меня было с этим “свободным” часом. Одно время я рисовала час, в другое я писала утренние страницы и проходила “Путь художника”.
С утренними страницами все ясно, техника описана в книге - и я без малейших промежутков начинала писать - в тетрадях, потом на лаптопе. Занимало у меня это примерно 42-43 минуты. Оставшееся время я делала упражнения этой недели из книги. Через час звонил таймер и я шла пить свое какао.
Второй заплыв был - я рисовала каждый день поутру. У меня тогда были два героя - кудрявая девочка в свитере и ее толстый кот. Это не было обязанностью, заказом, проектом. Это был час, проведенный за рисованием. Поэтому я просто двигала карандашом в большом рисовальном альбоме. Отрабатывала пропорции лица, снова и снова рисовала ее улыбку, пытаясь найти линию, рисовала их в разных позах и ситуациях.
Поскольку я никому ничего была не должна, а единственное обязательство у меня было - шуршать неотрывно час карандашом по бумаге - я даже не отвлекалась на придумывание сюжетов или тем. Просто смотрела на то, что случайно подвернулось, без критики и выбора - и рисовала эту девочку с котом в тех же условиях, в той же позе или на ту же тему. Фотографии, чужие картинки, журналы - любое изображение шло мне в референс. Я потом эту же систему использовала для Гликерии.
Я рисовала тонким карандашом и вовсю пользовалась стиралкой - у меня даже не было обязанности проводить безупречные линии сразу. Главное - дорисовать до такого, что меня бы удовлетворяло, до внутреннего кивка. И девочка с котом у меня лепили снеговиков, катались на самокатах, удили рыбу или гуляли под дождем. (наверху поста как раз один из тех рисунков, просто обведенный ручкой для нынешнего инктобера)
И опять как и с утренними страницами - я испытывала огромное удовольствие, разрешая себе это. И так же как с утренними страницами - это имело странный эффект - после этого часа мне казалось, что я уже все важное в этом дне сделала и я не могла браться за другие дела, была в некой рассеяности:)
Но точно в такой же рассеяности я буду после всего утреннего цикла обычных бытовых дел. С той лишь разницей, что в первом случае у меня несколько страниц текста или рисунков - а во втором застеленная постель и почищенные зубы:)
В общем, именно поэтому на меня так рассказ этой девушки подействовал. Мне нравится этот принцип работы - сразу, без буферной зоны. Я и в этом эксперименте, оказывается, так делаю - если не написала про день ночью, когда он кончился, я подтаскиваю лаптоп в кровать поутру и сразу, не давая мозгам раздуматься, пишу отчет за вчерашнее.
И как мне это нравится!
***
И при этом я отчего-то на поверхности упираюсь и считаю такую организацию временной и ситуативной. А “правильной” считаю бессознательно все вот это - встал, зарядка, душ, умылся, оделся, причесался, правильно поел, все за собой убрал везде, потом посмотрел и проверил планы (которые уже старательно написал когда-то) - и после этого наконец приступил к выбранному делу.
Прямо удивительно.
Дам-ка я себе разрешение вот так делать - от просыпания сразу за что-то. Омниста во мне угнетает, что это только одно дело - ты не можешь первый час провести десять раз. А реалиста-оптимиста воодушевляет - пусть одно - а помнишь, зато, как оно здорово получалось? Если делать так по месяцу - 12 разных дел в год можно попробовать!
Что бы я так делала? Работала над куском книги, читала книги, рисовала на любую свою тему, делала бы кусок крафтовых задумок, занималась по любой психологической книжке, отрабатывала любой свой психологический список (обид или неловкостей, людей или монотему), гуляла час, изучая окрестности, занималась бы флайледизмом и конмаризмом, писала посты в жж по списку, фотографировала для магазина или инсты. Ну мало ли чего можно придумать из желаемого - и куском делать с утра.
Психологически у меня уже даже давно придумано утешение. Мой сканер-омнист его придумал еще в юности: ты можешь сделать что угодно - но только что-то одно.
Bittersweet как говорят про шоколад - и утешительный и огорчительный этот мой лозунг. Но ведь верный!