В юности где-то между 14 и 19 мы с друзьями были страшно увлечены Древней Грецией. У меня все свободные места в тетрадях были изрисованы греческими профилями, женскими головками с кудрявыми прическами, перевязанными лентами, рисунками хитонов и гиматиев.
После учебы мне были так дороги эти картинки, что я их все вырезала с полей и оставила в отдельной папке. Как-то особенно ловко я выработала графическую линию, которая рисовала этот контур головки с кудрями, и этот прямой нос и округлые губы. Я повторяла эту линию снова и снова и она у меня выходила сама собой. Стройные шеи-колонны и застежки на плечах, ткани, спадающие складками.
(Через десять лет я все пересмотрела - и все мне вдруг показалось таким ненужным хламом - ну картинки, ну и что? На меня напал дух расхламления и я все выбросила. Заодно и выбросила все газеты дня рождения. Моя мама откладывала каждый год по газете в мой день рождения. Там обычно славословили Брежнева, телеграммы с поздравлением со всего мира - мама предлагала мне все относить к себе:) Еще через десять-пятнадцать лет я ужасно об этом выброшенном пожалела! Вдруг все стало казаться ценным - а поздно. Я бы посмотрела на эти греческие картинки, наши шаржи друг на друга, эпиграммы и оды. Тогда же я себе сказала - решайся выбросить что-то только через 25 лет после сохранения:))
На истории искусств и в худшколе и в училище нам рассказывали про одежду, на истории костюма уже очень подробно - с деталями кроя. И мы тогда наигрались! Все скатерти и простыни и отложенные куски материи из маминых шкафов шли в дело. Я научилась правильно закалывать хитоны, правильно закладывать складки, правильно драпировать плащи, столы и гиматии. Для хитонов годились несшитые куски ткани, а вот правильные плащи нужно было делать полукруглые - но кто бы нам дал резать большие куски материала!
Я помню, к нам пришла новая молодая преподавательница чего-то нерисовального, я ей помогала в учительской вечером - и вдруг речь зашла об античной одежде. Тут я и оторвалась - в натюрмотном фонде были большие куски ткани -и красивые. И я вытащила длинный отрез красного шелка - в несколько метров - и с ним показала, как эта одежда собиралась и заматывалась.
Я дома постоянно рылась в разном старье, старых журналах мод, книгах и буклетах. И нашла у родителей старый старый набор открыток с танагрскими статуэтками.
Танагрские статуэтки - это небольшие античные терракоттовые скульптуры греческих женщин, танцовщиц и вполне царственных матрон, у которых очень подробно и хорошо были вылеплены одежды. В литературе интеллектуалов они тогда были очень модны в качестве описания, какой стройной и прекрасной была какая-то героиня. (и я свою порцию этих сравнений тоже получила от ухаживающих товарищей). Я их с детства любила - мне никто не рассказывал, что это, и они меня завораживали. В руках они часто держали что-то вроде строительного мастерка, а на голове поверх накинутого края плаща у них были странные диски. Позже они стали дивным пособием по драпированию.
Я даже шила себе такую псевдоантичную одежду - туники с длинными поясами, которые можно было завязывать под грудью, спереди назад, перекрещивать там и завязывать спереди на талии.
Недавно опять перечитывала в интернете описания этой одежды и нашла деталь, которая тогда от меня ускользнула. Греки ткали эти тонкие ткани из шерсти - и поверхность, хоть и гладкая, но шерстяная позволяла складкам, красиво уложенным, оставаться на месте без всякого дополнительного крепления - не соскальзывать с руки, плеч или головы.
Отдельной любовью, конечно, была мифология. Было прилично знать все имена и названия, понимать, кто кому кем приходится. Я после какой-то книги начала вычерчивать таблицу - длинную и очень перепутанную, кто от кого происходил и кому был родителем. Боги-то жили вечно, поэтому им было несложно породить кого-то, а затем через пару поколений соблазнить собственную внучку. Возрасты там были очень вольные - мы вот знаем, что Парис увел Елену прекрасную, из-за чего разразилась Троянская война, где сражался и погиб красавец Ахиллес. И теоретически кажется, что Парис - юный ловелас, а Ахилл - взрослый силач. Но история началась на свадьбе Фетиды и Пелея - морской богини и смертного царя. На пир позвали всех олимпийцев, но не пригласили богиню раздора Эриду. Тогда она, разозлившись, подбросила на стол золотое яблоко ("яблоко раздора") с надписью "прекраснейшей".
За право на яблоко разодрались три главных богини - и чтобы разрешить спор, они пошли в горы, нашли там юного пастуха Париса и попросили его рассудить их спор. В виде взяток они обещали ему всякие успехи и богатство, а Афродита пообещала любовь самой прекрасной женщины на земле. Парис выбрал сразу красавицу, а не славу и богатство. Ну и потом неспешно подросла Елена, ее выдали замуж, потом Парис ее умыкнул и разразилась война. Но Парис уже был пастухом во время свадьбы - а женились, между тем будущие родители Ахилла. Мама его, по слухам, всех новорожденных детей куда-нибудь макала - в ледяной источник или кипяток, проверяя, родились ли они бессмертными. Экзамен выдержал только Ахилл. Ну вот он вырос - а тут и война. В общем, Парис, как минимум, лет на 35 старше Ахилла.
Это было мифологическое отступление:) Чтобы показать, что мы тогда считали важным знать. Иллиада и Одиссея тоже были среди любимого чтения. Там я с изумлением нашла любимое обзывательство нашей мамы - она в сердцах кричала нам "псица", изобретя это слово сама. А в эпосах такой собакой тоже костерят друг друга разные богини:)
В первый год в училище мы изучали античную драматургию - всех этих Аристофанов и Софоклов. И удивительно - пьесы их были вполне современны - и смешны или трогательно трагичны. А всякие другие стихотворные жанры? Все эти мадригалы, эпиграммы и оды? Эпиграмм мы на сочиняли друг на друга кучу. И оды страшно любили. В тетрадках по физике в школе были начала типа - "О дева, льву подобная, зачем, ты дергаешь такого-то за вихры? Не потому ль, что гриву ты свою не можешь расчесать, разметанную вихрем?" - про Л. у которой была огромная голова мелких кудрей и выдающийся нос, и которая все время дергала за волосы мальчика, сидящего впереди нее.
А подруга моя выписывала в тетради слова, кончающиеся на "-иды", и приписывала - дети такого-то и такой-то. Это греческое наименование потомков кого-то, вроде "Нереиды - дети Нерея и Дориды". Под этим списком было написано "Алкиды - дети Альки и...". Я сейчас встречаю слово "алкиды" и все время смеюсь, оно встречается часто, потому что это полимеры, входящие в состав красок. Но, в общем, деточка моя должна считаться алкидом:)
Но все эти записки, и оды, и намешки я выбросила - и теперь ужасно жалею. Остались несколько картинок, потому что они просто лежали в каких-то забытых папках, и даже досюда доехали.
Вот одну деву я уже тут показывала, но повторю, для документальности:
Это как раз разгар увлечения, мне 16 лет. Тушь-перо, сразу без карандаша.
А потом еще найду рисунок с богом Кайросом, он должен быть где-то - я как раз разбираю и упорядочиваю старые папки под кроватью.