Давно не было музейного бенеснапинга?:)
Встречались мы тут с давней знакомой. Свидание назначили в музее современного искусства. В музеях хорошо - можно целый день провести - и смотреть, и разговаривать, и чаю выпить, и книги полистать. И люблю я музеи еще и за то, что там встречаешь в реальности вещи, с которыми знаком заочно.
У входа в галереи нас сразу встречал мой любимый парный портрет Фриды и Диего. Я как-то давно ( 14 лет уже назад!) тут рассказывала про книгу про нее:
"Я взяла книгу про Фриду и читала, рассматривая картинки и фото. Интересные вещи.
Брови сросшимися дугами у нее вовсе не от мексиканских родственников - там простые, одновременно тонкие и грубоватые линии индейских предков. А брови обнаружились у еврейской бабушки, с местом жительства Венгрия-Германия.
Интерес к национальному искусству и эстетике, возник одновременно с жизнью Фриды, специальным общественным движением - от европейских ценностей - к доколумбовым, индейским. ( Пыталась представить такое же движение в русском варианте и сейчас - не смогла - все бы переругались, спекулировали или упрекали в спекулировании. А в начале того века было ведь подобное. И блоковская жена в сарафанах и обильных бусах, и Снегурочки на сцене и иллюстрации Билибина)
Забавное. Визы им в первый раз в Америку не дали - за коммунистическое горлопанство. Так некий пробивной деятель от искусства, торговец и импрессарио пробил преграды и устроил им эти визы. ( За что написано и подарено было ему полотно с Фридой и Диегой в день их свадьбы - где она в зеленом платье и алой шали.) Фамилия хитрого устроителя? - Бендер:)) ( Улизнул-таки с бранзулетками через кордоны и препоны:))
Забавное-два. В юности Фрида - участница студенческой группки, под названием "качучи". Это потому, важно говорит книга, что они носили специальный головной убор, high-peak такой убор, качуча. На протяжении двух страниц я уже все себе перепредставляла - от треуголки до фригийского колпачка. А потом - картинка:) Хе-хе. Кепка. Душевная такая кепка, а-ля Ленин."
Вот этот самый портрет. Чуть ли не первая картина, в коллекции нашей MOMA (Museum of Modern Art). Фрида, оказывается, написала ее не дома в Мексике, а в Сан-Франциско уже. Голубка держит надпись об этом - что картина написана в прекрасном городе Сан-Франциско, в апреле 1931 и изображает Фриду с ее возлюбленным мужем Диего. И я и ошибалась и не ошибалась, думаю про эту картину, как про свадебный портрет. Поженились они в 29-м, а картину она написала в 1931-м - но по свадебной фотографии.
Вот она, маленькая, в национальном платье, и Диего большой, в высоко натянутых штанах и с палитрой. Когда она выходила замуж, ее родственников пугало, что "слон женится на голубке".
Мне всегда нравилось сочетание этого темно-зеленого платья и огненной шали. На свадебном фото ей было 22 года, а пишет портрет она в 24, совсем юная еще. Поэтому она изображает мужа с атрибутами художника, а себя -только как женскую жену. Как раз за следующие года три с поездками в Америку она все увереннее и увереннее считает себя художником. Диего в это время 44 года.
Портрет висит довольно высоко, я на вытянутых руках снимала.
Вот лицо ее крупнее. В глазах нет бликов, только чуть отсвет. Серьги как из раскопок археологических.
А это забавное - как она написала ему круглые большие ботинки, а себе малюсенькие ножки в ярких туфельках.
Вот еще крупнее:) И даже видно как оборка пришита.
Интересно, что свадебное фото совсем другое. Я думаю, она взяла со свадебного фото только идею их бок о бок, а писала уже их тогдашних, в какой-то одежде, которая не встречается на фото.
А вот портрет целиком
Альберт Бендер, получатель подарка, был страстным коллекционером искусства и меценатом. Он помогал многим художникам в Сан-Франциско. А для MOMA еще при жизни передал 1100 произведений современного искусства. Без него бы не было сегодняшнего музея. Так вот - он родился в Ирландии, в семье раввина, и всю жизнь считал себя ирландцем. Друзья дарили ему все с изображением клевера, день рождения он праздновал не в настоящий день рождения, а в день святого Патрика, на похоронах его гроб был задрапирован зеленым. И я думаю, у Фриды это не столько существующее платье, сколько она специально изобразила себя в таком красивом ирландско-зеленом для " нашего друга, мистера Альберта Бендера".