Как я ездила на встречу с Kim Jung Gi. Часть четвертая.

Aug 24, 2017 00:10

Заключительный кусок про лекцию фантастического рисовальщика Kim Jung Gi. Предыдущая часть тут.

После перерыва лекция возобновилась. Kim Jung Gi снова рассказывал, как рисовать человека и предметы в перспективе. Если мы научимся рисовать «коробки» вокруг любого предмета или фигуры, от них можно отталкиваться, рисуя человека лежащего, уходящего от нас в перспективу, или например, вид сверху.

Еще он рассказывал, что у всего, стоящего на земле, вполне определенные точки схода и перспективные линии. Другое дело у вещей в воздухе или на воде - которые могут быть по-разному наклонными и на разной высоте находящимися. И рисовал примеры - самолетов, летящих под разными углами и лодок, подпрыгнувших на воде.



Закончив с самолетами, он стал объяснять, как рисовать фигуры в перспективе. Вот там в центре вверху небольшая фигура торса и на ней оранжевая черточка.

Чтобы правильно человека нарисовать в его «коробке», важно знать, где у него середина фигуры, точка, делящая всю высоту пополам. Он нарисовал ее на фигуре - она выше паха, но ниже пупка. И рисуя коробку-человека, нужно  найти эту середину. Для этого нужно провести диагонали на ее гранях, точка пересечения будет. На рисунке левом видно, как он провел эти линии на гранях и нашел уровень середины. От центра на торцах идет средняя линия фигуры - ее ось симметрии. А если нарисовать диагонали на верхней и боковой грани - мы увидим, где "разрез" - всей коробки на две половины. Опустив по центру линию внутрь - видите там короткий вертикальный отрезок? - мы попадем как раз на середину человека. И тогда у нас будет опорная точка - в одну сторону ноги, в другую туловище с головой.



Он и фигуры показывал как набор геометрических форм - очень наглядно. А вот человека с головой утки, я не помню, для чего нарисовал - на какой-то вопрос отвечал:)

Кроме вот этих построений в коробочках, он объяснял, что для объема нужно рисовать правильно - передний план более темными линиями, больше деталей вырисовывать, ярче цвета делать. Если линия одной толщины и саму толщинй невозможно изменить - нужно разбивать линию, делать ее прерывистой, чтобы она была легче, где нужно ее не такую темную и толстую.

В общем в начале рисовал эти коробочки, пририсовывая каждую рядом в той же перспективной системе, таким образом создавая большое пространство, потом научился без коробочек, сразу и пространство сразу видеть. И нужно, говорит он, знать на память много вещей, предметов, фигур, тогда их можно с любого угла рисовать.

А я конспектировала коротко очень, что успевала:



Ему все это время задавали вопросы. Но, как я уже говорила, какие-то невнятные. Вот, к примеру, как быть когда не рисуется, и кажется, что ты бездарь? Я думаю, у него не бывает такого состояния. Но он сказал: я тогда… - оглянулся и затих, опять вспомнив про недорослей в зале. Потом быстро набросал фигуру бегущей девушки. Очень примитивно, с цветочками вместо бюста и с пропуском внизу - в общем, говорит, я рисую девушек… Я так и не поняла, что он на самом деле хотел сказать. То ли он реально спасается девушками, то ли он начинает рисовать свои очень откровенные сцены секса. То ли еще что-то. Но, в общем, луч сломанных карандашей посылаю тому родителю, который всех нас принудил быть одиннадцатилетними.

Рисовал на отдельном листе фигуру в профиль с точкой середины высоты, потом положил ее - в коробке в перспективе и объяснял, как там найти середину и от нее рисовать. Нарисовал человека, лежащего от нас головой, к нам ногами, со свободно чуть расставленными ногами. Потом пририсовал ноги параллельно сдвинутые. И дальше начал пририсовывать по паре ног все сильнее и сильнее расставленных, пока самая крайняя пара уже приближалась больше к туловищу, чем к горизонтали. И он, рисуя ее, охал как бы от воображаемой боли. Ниже нарисовал-наложил еще кругом расходящиеся коробки с врисованными людьми.



Вот этот человек с кучей ног.


А так конечный лист выглядел.


Что-то он такое еще отвечал про систему смотрения на лучших и понемногу поднимания - я не записала подробно, на листе у него ступеньки с точками, но я не помню ответа.

Нарисовал на листе еще четыре лица. Две головы стариков - объясняя нам разницу между восточным и западным рисованием. Западное рисование - линии четкие и тени проложены, объем за счет этих теней в углах, во впадинах. А восточное - рисует одной линией, не затеняя ничего, а если нужно показать свет, освещенное место - делает пропуск. Западная манера - рисовать тенями, восточная - линией.

Он продолжал отвечать на вопросы из зала и рисовать две маски в перспективе чуть снизу - одну маску лица, которую разбил тонкими линиями на плоскости, вторую - маску черепа, еще в какой-то бескозырке-беретке.

Это вот как раз верхний ряд с графичными головами и девицей, которая иллюстрируют творческий упадок сил.



Тут настало время акварельной презентации и ведущая спросила - можем ли мы задержаться позднее - мы конечно могли! Kim Jung Gi сказал, что бумага у него не акварельная, довольно гладкая, под фломастер, но он попробует, как может. Взял кисть, коробку с красками и поставил стаканчик с водой. Макал в него, далеко тянулся. Кисть у него была довольно широкая и он сразу стал рисовать ею, без карандашного рисунка или наметок. Желтым, зеленоватым, коричневым и красной охрой. Пятна то тут то там и вдруг ты видишь, что проступает лицо с бородой, и пятнами вылеплен нос и глаза углублены.


Первое лицо он рисовал кусками, постепенно пятнами вылепливая. Второе сказал - негативным пространством. Залил большие куски, оставляя белую бороду, потом фон, оставляя белый край головы и так продолжил. А третье лицо стал сразу вырисовывать - румяный нос, и вокруг него, потом шляпу зеленую. Он рисует не совсем реалистичными цветами - с уклоном в желтый и зеленый, но при этом внутри палитры его все так согласовано, что это смотрится как специально уведенная в художественную гамму графика.



Рассказывал про краски. В Америке ( но это, я думаю, он вообще западную технику имел в виду) ограниченная палитра цветов и много смешивания. А в корейской традиции в работе сразу много цветов - 30 например, у них более разнообразные готовые оттенки, но интенсивность цвета ниже. Про акварель он говорит - изображение 60-70% уже показывает того, кого задумал, он в детали не вдается, потому что не перфекционист.
Акварельное в его исполнении выглядело таким легким - он говорил, поворачивался к нам, вода у него стала быстро грязной и стаканчик был крохотным - а ему все равно - он что-то мешает у себя на палитре и мажет-мажет - и выходит лицо! Брови кустистые, глаза суровые, борода седая. Смотреть завораживающе совершенно. Несколько минут - и портрет готов.



Мальчик впереди меня хотел задать вопрос, и я организовала, чтобы ему передали микрофон. Он что-то такое спросил про то, как становиться лучше, кажется. А потом я попросила у него микрофон и ждала своей очереди, от волнения не могла слушать, что Kim Jung Gi отвечает. И тут ведущая сказала - только один последний вопрос. Ха, и это была я:)
И я спросила: как он считает, вот эта его уникальная визуальная память - он с нею родился или ее все-таки можно развить? Это я к тому, что есть ли у нас всех тут в зале хоть какая-то надежда, или это урожденный феномен, и он сразу был такой гений? Он очень внимательно меня выслушал, а потом глядя на меня прямо ответил. Очень вежливо, но смысл все же сводился к тому, что он всегда был такой.

Это меня коробочки навели на мысль - если он сначала все же строил, а потом стал рисовать свободно, может и этой внутренней библиотеки у него сразу не было в голове, а он умение развил. Но нет, похоже, это такое его прирожденное качество.

Тут все кончилось, мы похлопали бурно, менеджерша сказала, что он хочет фото со всем нами. Kim Jung Gi пробежал по проходу и сел на стульчик, а мы все улыбались в камеру. Кто не хотел появляться, мог лицо руками закрыть - она показала, как стюардесса перед полетом. Фотография эта так пока нигде и не всплыла, может, они ее для собственных нужд оставили.

А это он снимался с группой студентов восточных в бирюзовых майках.


Внезапно выплыл на сцену тот самый рисунок, который Kim Jung Gi делала в перерыве и до лекции, и менеджерша сказала, что подарят его тому, кто приехал из самого дальнего места. Из зала начали выкрикивать названия штатов, и она уже кивала в ту сторону, как из первого ряда молодой человек сказал: Турция!
Турция? Вы точно не отсюда? - Да, закивал молодой человек. - Да ну! И паспорт у вас есть? - Есть, сказал молодой человек, сунул руку во внутренний карман и протянул на сцену синий паспорт с полумесяцем, завернутый в пластиковый пакет.
Все закричали - ооооо! И подписанный рисунок достался ему.

И тут всех отпустили, и народ пошел к сцене - брататься, фотографировать листы этой половины лекции и все такое.

В проходе меня вдруг нагнала молодая толстая девочка с суровым лицом. Это вы задали последний вопрос, спросила она. Да, я. Она набрала воздуху и стала меня убеждать активно: Хочу вам сказать - надежда есть! Не отчаивайтесь! Вы научитесь рисовать! Вот я только недавно стала пробовать …

Я внезапно потеряла терпение. Как-то скопом - от того, что люди вопросы задавали плохо сформулированные, и вот, оказывается, не вслушивались в то, что я спросила, и что она похожа на одноклассниц моей детки, которые рисуют кривых томных девиц, и пишут - я фашн-художник, и что она вот только что начала рисовать - и хочет меня ободрить, что у меня тоже получится. И я ее перебила и сказала - Неет, рисовать-то я умею! Меня интересовала только вот эта внутренняя особенность - фантастическая визуальная память, когда он может рисовать без натуры, глядя внутрь своей головы. Вот как Тесла, например, - он свои механизмы придумывал без чертежей, внутри головы представляя и видя все детали и как они работают. Меня это интересует.

Девица покосилась на меня диким взором и затерялась в толпе. А мне немедленно стало стыдно! Она же хорошего хотела:( Вот в этой вот доброй американской самодеятельной традиции. Что мне стоило не говорить правду, а выслушать ее, покачать головой согласно и поблагодарить за хорошее отношение? В оправдание могу только сказать, что я все еще была на взводе от своего вопроса:)

На сцене разложены все рисунки с лекции.


Жалко я не спросила, за сколько их продают. Акварельный бы я хотела...


Все фотографировали листы с работами, отдельно стояла очередь сняться с самим Kim Jung Gi. Я не стала, у меня уже было и так много впечатлений. Еще погуляла по залу, поснимала людей - и потихоньку пустилась в обратный путь.





***

В общем, отстоявшиеся впечатления у меня такие. У него уникальный талант вот этого объемного внутреннего видения. Он все, что видит, запоминает, а потом может с любой точки и ракурса нарисовать. И даже при таком уникальном внутреннем зрении, он изучал все-все в классическом рисунке - анатомию и все законы перспективы. ( Я тут недавно смотрела интервью на ютубе и там «девочка, рисующая девочек» кокетливо говорит : я рада, что не стала учить классический рисунок, он бы мне испортил мооой стиииль) Люди не понимают, что это классическое изучение дает вот эту свободу - знать, как нарисовать что-то, знать, на что смотреть и что изображать. Оба лектора отдельно подчеркнули - не «срисовывайте» изображения с натуры, понимайте, что вы рисуете, разбирайте это, видьте в объеме, знайте, что внутри. Это мне очень близко - лучше нарисовать пять или десять набросков обдуманно, чем фигачить 50 кривых, торопясь количественную норму набить.

Оба выступавших сделали это таким увлекательным, что хочется дрессировать это видение и понимание того, как устроены формы тела или предмета. Эх, отдельно завидно - вот бы всем таких учителей, правда?

вот еще, нашла у него на инстаграме видео - они коротенькие и убыстренные.

На этом как раз графичные лица с последнего листа - и рассказ про то, чем отличается западный ( стенями) стиль рисования от азиатского (линейного). Там же видно начало первого акварельного листа - как из ничего лицо возникает.



Тут два видео, лучше вправо стрелочку нажать и начать с нижнего - там они рисует по порядку акварельные лица. А на втором видео - третье лицо, самое реалистичное.



Еще отдельным постом расскажу про книгу и то, что нам там дали в наборчике.

kim_jung_gi, korea, art_for beginners

Previous post Next post
Up