Про мою поездку на лекцию к Kim Jung Gi.

Aug 01, 2017 02:29

Я много смотрела как Kim Jung Gi рисует  свои потрясающие рисунки и мечтала - вот бы мне увидеть это вживую. И тут вдруг увидела у него в инстаграме объявление, что он будет в Калифорнии и будет там давать живые лекции - в Ирвайне и  в Сан-Франциско. Это было месяца за два до события - и я совершенно не знала, что будет к этому времени  Но я подумала - нужно ввязаться, а там на месте посмотрим. Что-то можно будет отменить, что-то перенести, а если уж совсем не выйдет - кину клич в жж и продам билет. И я пошла и купила билет у них на сайте. Сто долларов заплатила карточкой, в ответ пришло письмо - вы заплатили, спасибо. Что делать дальше и что будет считаться билетом, я не очень хорошо понимала. Но решила дождаться времени ближе к событию, может быть, на сайте напишут что-то подробнее.

Время прошло довольно быстро.  Как  я и ожидала, ближе ко дню лекции пришло письмо с инструкциями, куда ехать и что предъявлять. Я распечатала счет за билет, взяла свой ID. Долго сидела и рассматривала, что за заведение и как туда добраться.  В Сан-Франциско есть район SOMA - дословно " на юг от улицы Маркет", там какие-то склады и всякая техническая застройка. И вот эти места обживают всякие художественные заведения и магазинчики. Мы в SOMA как раз были в музее переплетного дела. И вот там, в этом районе, такой спец- дом искусств, там и галереи, и классы, и выставки, в нем и будет проходить лекция.

Я просчитала весь маршрут  пошагово назад и время нужное - и уложилась, как ни странно:)  Взяла мягкий шарф на случай, если будет холодно - самое теплое  в городе  обещали 18 градусов.  Предполагала, что куплю книгу, поэтому мне нужна была сумка повместительнее - взяла вместо своей крохотной красную тканую перуанскую. Взяла с собой шоколад и воду, а также скетчбук и коробочку с карандашами и ручками. Наверняка все будут со скетчбуками. Взяла такой, в котором много нарисовано, чтобы можно было показать, если попросят.

По дороге в поезде рассматривала народ. В городе было не жарко, на границе того, чтобы зябнуть.  Народу на улицах почти не было, пустынно. Только у одного угла с вывеской Mr. Leather стояли в очередь мужчины. Потом оказалось, что это клуб и магазин фетишистский для любителей кожи.  Впереди меня шла девушка в  удобных кроссовках, я подумала, что она туда же идет,  чуть было ее не спросила.  Но она пошла дальше под эстакаду, а я свернула и дворами добралась до входа на улице, а оттуда свернула в проход с деревьями и цветочками. На углу меня окликнул человек, спросил, иду ли я на лекцию Kim Jung Gi и знаю ли куда иду, я ответила утвердительно. Проход шел вдоль здания этого центра, с другой стороны был сетчатый забор, за ним автострада на эстакаде, но  тут внутри все было усажено смешными цветами, и кустами, и ботинками и сапогами с цветочками.



Регистрация начиналась за час и у меня был план приехать пораньше, чтобы захватить место в первых рядах. Но я приехала, как сложилось, и хотя регистрация еще не началась, стояла уже приличная очередь.

Я встала в очередь за девушкой, она снимала все вокруг. Ну и я вынула камеру и поснимала, что видела рядом с собой - будду с подношениями, цветы и кустики. Свет с утра был очень хороший - погода пасмурная и светлая и вышло все четко и ярко. Очередь была уже довольно большая, углом. Вход в две двери и стенка вокруг были выкрашены в яркий желтый цвет, туда по проходу стояла очередь и загибалась под прямым углом на дорожку. В начале была группа молодых людей в ярких голубых майках, видимо,  компания вместе.



Пока я стояла в очереди, позвонил муж и рассказал, что сидел в итальянском кафе у библиотеки и прямо за его спиной произошла авария, врезавшийся в другую машину уехал с места аварии, свалив по дороге знак ограничения скорости, и теперь они ждут полицию.



Вскоре нас начали пускать.  Нужно было сказать номер своего заказа, тебя находили в списках и давали расписаться, потом вручали планшет с бумагами и можно было проходить в зал.

Сначала я подумала, что нам нужно что-то заполнять - планшетик был такой доской с защелкой сверху, которая прихватывает бумагу - и такие обычно дают у врача, чтобы заполнить разные формы. Но, оказалось, там были  стопочкой материалы для участников. Было расписание сегодняшнего дня с деталями, кто когда выступает и что нас ждет. Была схема черепа с сеткой пропорций, два листочка со схематичными рисунками Kim Jung Gi На одном ехал поезд с разными вагонами, а снизу были нарисованы три картинки с точки зрения людей, находящихся в разных местах этого поезда. На втором узкая рельсовая дорога подземная, выгибающаяся по разному, по которой ехали вагонетки - и все это с разных углов и ракурсов в объеме было нарисовано в сложной перспективе.


Плотный  гладкий лист двойного размера в левом нижнем углу - с одной стороны небольшие картинки разных близких планов эпической картинки с вагонетками, а с обратной стороны крупный рисунок очень живой сцены на самолете в воздухе - люди с оружием с двух сторон и девица во взлетевшей выше подвязок юбке.


Этот большой рисунок нарисован очень живо кистью с тушью, где-то черными пятнами, где-то шершавыми полусухими линиями. Очень классно. Но рассмотрела я это в подробностях уже дома. Еще под зажимом планшета было несколько чистых листов, чтобы мы могли рисовать или конспектировать лекцию.

Все, однако, пришли со своими скетчбуками, как я и предполагала. Я хотела прийти пораньше и занять место в первых рядах, но, как видим, впереди меня было много народу. Однако, после получения планшета я сразу побежала в зал и стала искать места впереди.  Сцена была довольно глубокая и темная, на ней  стояли три экрана, с левой стороны сцены была выдвинута стенка-ширма и  к ней была клейкой лентой приклеена большая бумага для рисования . Туда я и устремилась. Первый ряд был отдан под оргнужды, следующий со зрителями был заполнен , а вот во втором  ряду были места, я спросила, свободно ли тут и быстро села - практически прямо против рисующего на сцене. Зал был небольшой, стульев 12 в ряду и рядов десять. Все ряды поднимались амфитеатром, так что передние совершенно ничего не загораживали.

Это я зал специально сфотографировала в перерыв. Вон там во втором ряду рядом с девушкой с хвостиком мое место.


Я села и хорошенько огляделась. Видео и аудиозаписи были запрещены, но фотографии снимать можно. Прямо напротив меня стояли три треноги с камерами, с них трансляция шла на экраны - два по сторонам и один крупный - на заднике сцены. Народ доставал скетчбуки и ел еду с тарелок. В перерыве обещали ланч и напитки, и я взяла с собой деньги. А оказалось, еда и напитки были бесплатные. Те, кто встал поутру без завтрака, набрали полные тарелки и ели прямо в зале. Я есть не хотела, поэтому решила разведать все остальное. Оставила вещи на стуле и пошла в следующее помещение, позади зрительного зала.



Там стол длинный стол и продавали книги со скетчбуками нашего лектора. Было еще несколько книг других азиатских  художников. У меня глаза разбегались. Я знала, что книги будут дорогие, но твердо решила купить себе хотя бы одну. Книги были большого размера и тяжеленные - на хорошей бумаге и во множество страниц. Там были его скетчбуки с 2007, кажется, года и были отдельные тематические коллекции рисунков - девиц, например. Я побоялась, что к перерыву между лекциями что-то уже кончится и решила купить книгу сразу. Посоображала и решила, что куплю последнюю самую - скетчбуки 2016 года, ведь наверняка он с годами рисует все лучше и последнее будет самым мастерским. Книгу мне выдали в хорошей крепкой коробке, а коробку положили в фирменную сумку, белую с черными принтами его рисунков - все очень красивое и солидное.

Книги были с правой половины стола, все можно было полистать - образцы стояли на подставках удобно, а продажные были упакованы в коробки и тебе давали такой нетроганный экземпляр. Все книги были с его автографом. Когда я пришла на место,  первым делом открыла коробку, чтобы посмотреть - там был не только автограф, но еще и рисунок от руки белой ручкой! Такого  возрожденческого старца в мягком берете, практически Леонардо да Винчи.


С левой стороны продавали принты его работ по двадцать долларов и народ брал, было много совсем молодых людей, студентов, на книгу у них бы не хватило, а принт можно и купить.  Принты были большого размера в пластиковых пакетах для сохранности.  Вон их видно на фото внизу на столе. Особенно черно-золотой пользовался успехом, а у меня он был на обложке книги.

Были еще и майки с его рисунками. Но рисунок там поднимался по всей майке ассиметричным кластером из линий, что нарисовано было не очень понятно. И я майки не ношу - так что даже рассматривать не стала. А комиксовые мужики брали вовсю.



У меня все глаза разбегались, непонятно, что смотреть - внимательнее книги полистать или принты поразглядывать.  В таком возбуждении фиг чего разглядишь толком, поэтому я  сразу согласилась на то, что рассмотрю все подробнее дома в книге, и не стала дергаться.

На стол с едой я не обратила внимания, а то бы узнала раньше, что это бесплатно, и съела бы фруктов или шоколадного печенья. Пошла посмотреть на туалеты. Они оказались  в этом заведении очень современными - гендерно неопределенными. То есть направо и налево по комнате с умывальниками и несколькими кабинками, но заходить можно в любое место. Ощущения очень странные. И у меня сложилось впечатление, что  стихийно мальчики больше шли налево, а девочки направо. Однако я попала в кабинку, где  в соседях был явно мальчик. Но никто не смущался, решила не смущаться и я.

Вернулась на место, поразглядывала соседей. С одной стороны у меня были ребятишки из группы в ярких лазурных футболках - какая-то арт-школа, но все они были азиатской внешности, слева - похоже, та самая девушка, что обогнала меня на перекрестке и про которую я подумала, что она тоже туда.


Внезапно обнаружила, что герой нашей лекции уже сидит в первом ряду передо мной. Вон он - лысый в красной рубашке. Но это я чуть забежала вперед. Это фото, когда все уже началось и девушка-менеджер представляла нам первого лектора Хьюн Джин Кима. Она оказалась той девушкой. которая продала мне книгу, а тут  руководила микрофонами и всяко распоряжалась. Вот слева та стенка на которой бумага и куда нацелены камеры.


Пока мы дожидались начала, все вытащили скетчбуки и начали рисовать. Я тоже последовала их примеру. Набросала на листке, который был в раздаточных материалах двух людей из утреннего поезда, которые мне понравились - мальчика с мелкими глазками, смеющимся ртом, у которого была потрясающей красоты линия лба, переходящая в абсолютно прямой нос. Такая безупречная античная линия, совершенно ровная - и к ней прилагается смешной неуклюжий подросток. - и пожилую китаянку в шляпе.   А потом открыла скетчбук и стала рисовать героев из Гликерии.


Наконец все началось. Девушка с книгами и микрофонами рассказала, что она менеджер частной фирмы, которая устраивает приезды Kim Jung Gi в США, кроме того, они печатают и продают все его книги со скетчбуками (и еще некоторых азиатских художников), представила нам переводчицу и обоих лекторов.  У обеих девушек совершенно свободный и правильный английский, они явно выросли тут, при этом обе знают свободно корейский. Первым должен был выступать Hyun Jin Kim - он преподаватель корейской школы искусств, похвастался тем, что именно он открыл гения Kim Jung Gi. Он слева, а справа от него так знакомый по собственным рисункам сам Kim Jung Gi в красном.Оба они не говорят по-английски, все рассказывали по-корейски, а Айрин, американская кореянка, переводила.



Hyun Jin Kim не очень молодой такой кореец, с вьющимися волосами с проседью, забранными в такую маленькую бульбочку на затылке, как бывает у мастеров восточных боевых искусств. Он очень подвижный и пластичный сам и многое показывал на себе и своей анатомии. Рассказывал о базовых плоскостях, поднял сжатую в кулак руку и на ней фломастером нарисовал границы плоскостей - и ты прямо видишь, как по этому кулаку проходит свет и каждая плоскость своего тона! Его часть лекции была об анатомии для художников.

Очень много рассказывал о строении черепа - удивительно интересно. Сначала нам предложил нарисовать череп, как мы его помним.  Мы рисовали у себя, а один доброволец - какую-то кривульку на сцене. Потом мастер Ким рассказал, как правильно рисовать. В подробностях и тонкостях - как именно делить на части и сколько частей в каком отделе черепа, рассказал, как строить глазницы, где по высоте начинается носовая часть,  как выглядят челюсти, подробно, как понимать зубы и как их рисовать. И все это не линейно на плоскости, а объемно, чтобы мы понимали, как все это в пространстве. Временами отбегал от рисовальной доски и руками изображал огромный  овал глазницы или треугольник носа и показывал, как они не плоско идут, а как в пространстве располагаются - под каким углом наклонены и как отвернуты от прямой линии.

На фото похожее на толстый ключик - это доброволец нарисовал череп, а справа от него мастер Ким рассказывает и показывает, как череп строить.


Я была в полном восторге, если бы нам все вот так подробно и объемно рассказывали на уроках пластической анатомии - оооо! Все, конечно, конспектировали - и я тоже. Челюсть состоит вот из таких плоскостей, зубы расположены вот так - в этой плоскости три и в этой четыре.  Зубы похожи на ожерелье жемчужное на шее у женщины. Поскольку оно загибается вокруг шеи, жемчужины, как и зубы, не видны отдельными шариками, а начинают заходить друг за друга. Даже как зубы верхней и нижней челюсти соединяются рассказал - в шахматном порядке, оказывается! Выпуклость одного зуба приходится на вогнутость между зубами или в вогнутость задних зубов с двумя «холмами». Рассказал еще, что челюсти похожи на ту волнистую алюминиевую формочку, в которой пекут тарталетки - волны и выпуклости ее выглядят так же как зубы, уходящие по окружности.

Нижнюю челюсть мы с ним прорисовали  не только снаружи, но и внутри, как отдельную деталь с двумя поднятыми рожками. Он так понятно и легко воспроизводимо рисовал ее плоскостями, геометрически.  Про глазницу в профиль или три четверти рассказал, что у внутреннего края, у носа овал не замыкается, линия пропадает. Готовая схема черепа с сеткой, которую нам раздали, очень помогала как иллюстрация тех правил, что он рассказывал. В общем, как я и думала, хорошо рисующий человек знает уйму правил построения и пропорций, и все представляет себе в объемах и  плоскостях под разным углом. А самодеятельный художник все видит контурами, которые по краю видимой картинки проходят - и срисовывает бессмысленные волнистые линии.



я больше слушала и смотрела, но иногда конспектировала. Два черепа - это то, что я до лекции нарисовала, а дальше мелкие записи для памяти.


Мастер Ким рассказал, что у них в школе студенты только череп рисуют полгода. Во всех подробностях, понимая каждый размер, каждую плоскость, каждую деталь. И прямо, и в профиль, а потом во всех возможных ракурсах, под любыми углами и сверху и снизу. И в конце концов знают его абсолютно свободно, так что с любой точки нарисуют и с любого ракурса в натуре поймут, как там внутри головы череп идет и как на его основе лицо расположено. ( А девочки, рисующие «девочек», очень часто понятия не имеют про череп в основе головы. Они рисуют плоское лицо, а потом к нему сверху пририсовывают копну волос - и эта прическа даже не сидит на том же самом черепе, что и лицо! Это я как раз недавно на инстаграме посмотрела тонны девочек с девочками:))

Потом он нам рассказал про основные мимические мышцы лица и что каждая из них делает. Рисовал схемы, рисовал, что будет при сокращении - и быстро демонстрировал прямо на себе, подсвечивая лицо айфоном переводчицы. Так наглядно все - отчего на лбу морщины (морщины всегда собираются поперек сокращающихся волокон мышц, собирая в складки «лишнюю» кожу, тут же проиллюстрировал это рисунком согнутой руки в рукаве одежды, и как со внутренней стороны рукав собирается в складочки), как расположены морщины у глаз, когда человек улыбается - и почему именно так,  как нос морщится - куда идут мышцы, как сокращаются и как собираются морщины, как улыбка  происходит - какие мышцы срабатывают, куда они прикрепляются, и что случается, когда они сокращаются - уголки губ поднимаются, щеки становятся выпуклее и налезают снизу на глаза. Еще показал, как человек поджимает нижнюю губу, когда обижен, все волокна мышц на подбородке натягиваются и образуют множество ямочек мелких. Весь подбородок в таких вмятинках-дырочках становится.

Я нарисовала маленькие лица по мотивам - улыбающееся и такое, где губа поджата и подбородок в ямочках. Становится очень понятно, что нужно делать, чтобы получилось какое-то выражение, как будут изменяться объемы лица.


Объяснял еще про руку - как внутри идут кости и как именно мышцы. Сверху и снизу мышцы прикрепляются к костям сухожилиями. Мышца сгибает руку, надувается бицепс. Все показывал на себе - у него очень рельефные мышцы. Потом согнул руку ладонью вверх,  надулся бицепс, после чего, не разгибая локтя, он повернул предплечье ладонью вниз - и мы увидели, как край надутой мышцы сползает вниз и выравнивает поверхность! И так несколько раз! Magic!



И в конце он нам сказал отдельно и несколько раз повторил: не нужно срисовывать! Не нужно копировать бездумно то, что перед вами. Вот эта срисовка человеческих фигур без знаний ничего вам не даст. Нужно хорошо наблюдать фигуры и лица, вдумываться в них, понимать, какая анатомия под ними. В центре того, что ты знаешь о человеке, которого хочешь нарисовать, должно быть знание анатомии. Тогда ты и с натуры нарисуешь человека правильно, и без натуры сможешь передать верно движение, объем и выражение лица. Зритель узнает правильные линии, на месте правильных мышц - и опознает эмоции, например. А чтобы вам уметь нарисовать нужную эмоцию, вы должны знать основу анатомии под ней. Тогда вы сможете наблюдать людей, вглядываться, осознавать, из чего состоит то или иное движение, поза или выражение - и рисовать их там, где от вас этого требует задача.

И я с этим полностью согласна! Бездумное фигачение  рисунков на вес не принесет никакой пользы. Гораздо больше пользы и умений принесет отработка маленьких целей - узнать что-то в анатомии и организации человеческой фигуры, понять это, осознать, как устроено - и отработать на практике. То есть научиться видеть это в натуре и передавать это грамотно в рисунке. И лучше сделать в день три рисунка с пониманием того, что ты рисуешь и чему хочешь научиться, чем нарисовать сотню бессмысленных контуриков, сложить их в толстую стопку и не продвинуться в умениях и знаниях ни на миллиметр. Сотый ничем не лучше первого, и к завтрашнему дню нет никакой прибавки качественной.

Умение рисовать, я всегда говорила,  это на много-много процентов знание. Вы можете сто раз неумело нарисовать кривой стакан - и у вас будет сто кривых стаканов. Единственное, что вы отдресируете - это умение рисовать кривые стаканы. Если же вам показать, как правильно рисовать стаканы, объяснить законы и заставить смотреть и видеть это в натуре, и  вы будете сначала медленно, но осознанно делать -  у вас правильный стакан будет со второго раза, а к сотому будет отличный. Почему? Потому что вы будете дрессировать умение правильно рисовать стакан.

Вообще, меня очень сильно вдохновил его рассказ - он про то, что я очень ценю - знания, профессионализм, много приложенных усилий - но приложенных в верном направлении. И так приятно, когда тебе рассказывают правила, как правильно что-то делать - сразу такая широкая перспектива открывается - того, что возможно; того, что нужно делать. И понимаешь опять - нет никаких чудес, есть много-много труда. Полгода на рисование и изучение черепа! Представляете? Прямо завидую их студентам! Анатомии и нас учили очень подробно. Но он как-то так просто и понятно объясняет, так наглядно, что ты сразу понимаешь, как это в реальности работает и какое влияние на изображаемого человека оказывает. Я бы хотела такой целый курс для освежения знаний.

Про вторую половину, где был сам Kim Jung Gi, расскажу в следующий раз.

kim_jung_gi, hochu_vse_znat, ludi, art_for beginners, art

Previous post Next post
Up