Сегодня в рубрике "иллюстраторские техники" мы рассмотрим нетрадиционный подход для западного художника, но очень традиционную китайскую манеру.
Вы все, наверное, видели, очень реалистичные и живые в рисунке, но при этом очень декоративные картины китайских художников с четкими границами предметов и фигур и удивительно нежными и деликатными переходами цвета.
(Wang Meifang and Zhao Guojing)
Вообще в китайских рисунках, даже в самых простых,меня всегда завораживали линии - как ловко художники умели рисовать тонкой кистью и тушью и завитки волос, и пальцы, и складки на одежде и лепестки цветов, и гнутые ветки. Очень живые линии, очень естественные и выразительные детали. Добавление цвета сохраняло всю графичность первоначального рисунка.
В традиционной китайской живописи есть два похода. Один спонтанный, когда точными, но свободными мазками на очень впитывающей бумаге рисуются такие "акварельные" размытые картины. Этот стиль называется xieyi. Рисование этим способом похоже на выписывание иероглифов - каждый мазок уникален в нажиме, тоне, изменении тона. Нельзя делать плавные заливки, каждый мазок окончателен, нет четких ограничивающих контуров.
И второй способ, когда рисунок очень точен и графичен, а цвет тонко и плавно набран внутри контуров.
(Zou Chuan An)
Вот эта вторая манера называется gongbi . И рисуется удивительно. Художник держит в одной руке сразу две кисти - одну с краской, другую с чистой водой. Подкрашивает уголок лепестка, молниеносно с легким стуком меняет кисть в пальцах и размывает нижнюю границу цвета в плавный переход. И так много-много слоев один поверх другого. И из-за хвата обеих кистей одновременно и из-за мастерского движения пальцев, которым в рабочее положение перекидывается нужная кисть, можно сильно сократить время, которое тратится на все эти тысячи слоев в картине.
Сначала в этих картинах по готовому эскизу рисуется тонкий контур тушью и кистью - все детали, все листочки, все вариации лепестков. Контур не должен размываться, поэтому он делается тушью. А затем накладывается множество слоев цветных китайской акварелью, постепенно утемняется там, где внутри лепестков, под ними, под вырезанным краем листьев. От светлого контура одной кистью накладывается небольшая полоска краски, второй, с чистой водой размывается нижний край этого цвета. И постепенно набирается нужный оттенок или тон.
Работа всегда идет одинаково - "сверху" цвет начинается с четкой ровной границы, "снизу" размывается, плавно сходя на нет.
Для такой работы нужно много терпения - накладывать множество прозрачных слоев маленькими кусочками. Вот на фото с видео Prof. Rao видно, как держать обе кисти одновременно. Кисть с темным ворсом накладывает цвет, мгновенное движение пальцев и кисти меняются местами, теперь кисть с белым ворсом размывает все чистой водой. В акварель или воду кисти тоже макаются по очереди, вторая всегда остается зажата между мальцами.
Но в нашей традиции мы бы накладывали цвет, мыли эту же кисть, подбирали чистую воду и размывали границу. С двумя кистями работа идет гораздо быстрее, а умение держать их обе в руке еще больше ускоряет процесс!
Под катом три видео, где близко можно рассмотреть, как художник работает в технике gangbi. Текст идет на китайском, но все понятно и без слов. Это три последовательных фрагмента одного процесса, каждое видео примерно семь минут. Художник рисует нежнейший пион -один из любимейших моих цветов и в жизни и в живописи.
Click to view
Click to view
Click to view