Beatrice Wood и ее автобиография

Dec 04, 2016 22:44

Пора было в очередной раз возвращать книги в библиотеку. Цветные путеводители по Лондону я излистала вдоль и поперек. Но тут вдруг обнаружилась книга, про которую я забыла - автобиография Беатрис Вуд "I shock myself". Вечером я села ее полистать и провела всю ночь за чтением!

I Shock Myself: The Autobiography of Beatrice Wood



Она давно стояла у меня в планах на прочтение, потому что у меня есть любимый образ старухи - Роуз в начале"Титаника" - в красивой одежде, вся в серебре, за гончарным кругом. А оказалось, Кэмерон, во время работы над фильмом прочел автобиографию Беатрис, насмотрелся ее фотографий и с нее сделал образ старой Роуз. Беатрис тогда еще была жива и Кэмерон ездил с нею встречаться.

Автобиографию ее уговорили писать друзья, ей было тогда почти девяносто - самое время для воспоминаний, правда? Книгу она выпустила, а потом прожила еще 15 лет. Так до самого конца наслаждалась жизнью, делала керамику и дружила с людьми.

За 105 лет, понятное дело, она встретилась с огромным количеством людей. Родители ее были вполне викторианские люди, богатые, заботящиеся о впечатлении в глазах других, а Беатрис хотелось быть богемной художницей. Так она перепробовала много всего - рисовала и писала маслом, учила французский, играла в театре, танцевала. Французский в Париже она выучила с преподавателем до такой степени, что могла играть в театре на французском. И играла. Танцевать ее научил хореограф Анны Павловой. Беатрис была знакома и с Павловой и с Нижинским,  Павлова хореографа своего никому не одалживала, но для Беатрис сделала исключение. Хореограф научил Беатрис двум русским танцам, а потом отвел к лучшим костюмерам, и ей сшили русский костюм, все как полагается - с кокошником и сарафаном. Она неоднократно за жизнь выступала с этими танцами на всяких благотворительных вечерах.

Юность ее прошла под знаком любви к двум друзьям - художнику Марселю Дюшану и писателю Анри Роше. А поскольку она всех пережила, ее расспрашивали и приглашали на каждую выставку связанную с дадаизмом. Дважды она была замужем, но это были странные браки - без секса. Мужчины же, которых она любила и с которыми жила и спала, не были на ней женаты. Она свободно относилась к сексу, но не к верности - возлюбленных мужчин своих немедленно бросала, если они ей изменяли. Все, кто любил ее, любили ее всю жизнь, писали письма, плакали, просились обратно.

Автобиография ее читается удивительно легко, я просто запоем прочитала за ночь. Она совершенно не выделывается, очень честно рассказывает о жизни, в которой были и тяжелые и светлые моменты, но от всего остается светлое впечатление. И сама она очень цельная натура и люди ее окружали хорошие и любящие. Со многими она продружила всю жизнь. С любимой подругой, например, они познакомились в закрытой школе для девочек, когда им было 12 и 11 лет - и дружили многие десятилетия.

Она увлекалась философией, дружила с теософами, читала Блаватскую, близко сошлась с калифорнийским кружком теософов, а затем многие годы дружила с Кришнамурти. На Роуз из фильма она еще похожа отношением к современному искусству. Хотя в юности ей все эти кубизмы-модернизмы совершенно не нравились, но друзья-художники, а также многолетние друзья коллекционеры современного искусства научили ее понимать современное художественное выражение.

Во взрослой половине жизни она занялась керамикой и стала известнейшим американским художником-керамистом. Началось все с того, что она купила набор японских тарелочек, покрытых люстром - глазурью с металлическим блеском. Ей хотелось такой же чайник, но она нигде не могла найти ничего похожего. И подруга сказала ей - так слепи его сама. С этого началась ее целая жизнь в керамике. Она экспериментировала с глазурями, чтобы добиться того самого металлического блеска на посуде. Все это в тридцатые годы, представьте - интернета нет, магазинов для крафтеров нет, книг с цветными картинками, где все расписано по шагам, нет, все приходилось добывать разными путями, печку-килн строить по заказу. Многие годы она выполняла все роли сама - построила себе мастерскую, лепила, глазуровала, обжигала, записывала каждую вещь, каждую пробу в подробностях, сама принимала покупателей, сама вела бухгалтерию.

Очент быстро ей начали заказывать оптовые партии известнейшие сети магазинов, покупатели приезжали в ее калифорнийский дом, чтобы купить на месте что-то понравившееся на выставке. А потом, ближе к нашему времени, продажами стали заниматься лос-анджелевские художественные галереи. Тогда она смогла только лепить и обжигать и пробовать новое - а все связанное с ценами, деньгами,упаковкой и общением с клиентами взяли на себя галеристы.

В общем, интересно все - и любовная жизнь, и философские разговоры, и опыт жизни в Калифорнии, когда там еще только происходило накопление культурного слоя, и общение с заказчиками, и путешествия по свету. Я под сильным впечатлением осталась.

И главное - никакой горечи, озлобленности, недовольства вообще. С любовью пишет о всех встреченных людях, даже дурацких и безответственных. И видно, что ее любили. Она дружила с предыдущими женами своих мужчин и с их последующими женами. И с мужьями бывших жен. И с их детьми:) Несколько лет она прожила с театральным режиссером Реджинальдом Поулом. А когда ушла от него - много лет дружила и с его новой женой, и с предыдущей, которая вышла второй раз замуж за сына архитектора Райта - Фрэнка Ллойда Райта-младшего. Райт младший даже проектировал Беатрис дом с мастерской. А сын этого Реджинальда и первой жены стал вторым мужем Анаис Нин. Руперт был младше Анаис на шестнадцать лет. Они построили домик в Лос-Анджелесе - и тоже дружили с Беатрис. (Домик, кстати, для Руперта спроектитировал полубратец - Эрик Райт, внук знаменитого архитектора и сын Райта-младшего).

У Беатрис была очень художественная жизнь. Но, если вглядеться, не на пустом месте. Родители, хотя и викториански ужасались ее вкусам и выбору, в молодые годы оплачивали ее учебу и путешествия, красивые платья и отдельное жилье. Присматривали за нею в разных странах и городах их друзья и знакомые - богатые и знатные семьи. Именно на их вечерах и обедах она познакомилась с разными художниками и писателями, коллекционерами и музыкантами. То есть подружиться с Павловой и Нижинским эта девочка не с улицы пришла. Потом она жила и скудно и работала и зарабатывала всю жизнь сама, не полагаясь на богатых любовников - но обширный круг знакомств, подруг и ценителей искусства завела именно тогда, когда ее поддерживали родители. И поездки во Францию, и безупречный французский, и актерское мастерство - все это бунтарке оплачивали родители. От себя же она вкладывала огромное старание, любовь к учебе, дружелюбное отношение к людям. И багаж, который она набрала за зажиточные юные годы, потом кормил и помогал ей всю остальную жизнь.

Второе - она никогда не позволяла мужчинам загрызть свою жизнь, всегда оставалась любящей, но и себя твердо любящей. И никто и не пытался. Они ее все поддерживали, особенно в молодости, занимались ее вкусом, кругозором, продвигали и хвалили ее работы. Детей у нее не было опять же. Можно голодать в одиночку, занимаясь интересными делами. И традиционной хозяйкой она никогда не была - чтобы обшивать-обстирывать-кормить других, пока они резво растут на воле или занимаются собой в искусстве.

Она и в старости была очень красивой. С упоением работала у себя в мастерской, после путешествия по Индии стала постоянно одеваться в сари и всегда носила массу крупных украшений.


А вот фото с Кэмероном, Беатрис и актрисой, играющей роль старой Роуз:


(Фотография и рассказ отсюда)
Беатрис, когда фильм снимался, было столько же лет, сколько героине - 101:) А законченный фильм режиссер привез ей на кассете. Но Беатрис отказалась его смотреть, сказав, что он, наверное, печальный, а в 104 года слишком поздно тратить жизнь на печаль.

***
Это была книга I Shock Myself: The Autobiography of Beatrice Wood
И годы жизни, которые потрясают: 1893-1998.

А вот еще пост про то, что ни в каком возрасте не поздно - Мэри Делани и ее ботаника

females, amazon, ludi, beauties, art, reading

Previous post Next post
Up