А пока мне не спится, начну отвечать на вопросы из предыдущего поста.
1) как воспитать интерес к живописи, литературе или чему-то еще, в чем сам не особо сведущ. Или просто не интересно..
Мне кажется, что логика говорит, что интересно должно быть хотя бы кому-то одному:) Невозможно привить интерес и заниматься тем, что самому неинтересно. Но нужно и можно ребенка "подвергать", как говорят американцы, всему, что вам в голову придет - а если он где-то проявит интерес - отдать людям, которые профессионально этим занимаются. Если живопись неинтересна ни ему, ни вам, нужно подумать, для чего это? Я лично считаю, что культурного человека без знания изобразительного искусства воспитать нельзя. Стало быть в моем мире я бы учила насильно:) Ну как насильно... В детстве моем у нас в Доме Ученых был цикл лекций со слайдами, приезжали из центральных музеев искусствоведы и целый вечер рассказывали и показывали подробности. Можно было купить абонемент и слушать это раз в месяц или полмесяца. То, что изображено, ведь имеет истории под собой, практически сказки для взрослых, и слушать это очень увлекательно. Особенно, когда в подробностях показывают. Так можно хоть что-то усвоить. И это хороший и относительно развлекательный способ узнать об искусстве.
А потом у нас в юности была игра ( с интеллектуальным выпендрежем). Это была коробка конфетная, где лежала куча открыток и вырезок репродукций разных картин, сзади подписанных. Хозяин показывал их проверяемому и считал, сколько человек может назвать - авторов и названий картин или скульптур. Для молодых людей это было азартно и род соревнования, так что скоро все знакомые содержание коробки пытались знать наизусть:)
2) как Вы поступали когда надо было заставлять - неприятные медицинские процедуры, или там домашнее задание..
Я тиран, у меня было мало демократии. Были вещи, которые мне не важны, и вещи, которые я считаю обязательными. На - обязательных я настаивала всеми способами - от разумных доводов до приказов делать и все. Уроки нужно делать, это даже обсуждению не подлежит.
С процедурами сложнее:) Наша мама была страшной фантазеркой и любительницей нетрадиционных методов лечения, так что мы с сестрой настрадались по полной в детстве от керосина, вареного лука с медом и картофельного пара. Так что я настаивала только на том, что разумно и работает, ну и врачи здешние никого не мучают и все процедуры стремятся сделать предельно щадящими... У меня один фетиш - маниакальное полоскание горла при простуде:) После того, как я прочла, как это работает.
3) Расскажите,какой вы видели себе детку подросшую? Совпадает ли то, что вы сейчас видите, с тем, что представлялось, когда она была еще маленькая?
Я думала, что она станет математиком, программистом, ученым, но хотела, конечно, чтобы она была чем-то художественным. Это эгоистично, потому что, разумеется, мне так легче и удобнее ее понимать:) Но она росла последовательным и увлеченным гуманитарием - живопись, литература, языки и театр. С другой стороны я очень завидовала дружеским парам мать и дочь, где обе художницы - и страшно мечтала о таком же. На что мне ребенок говорила: и не мечтай, я этого не стану делать. Но в результате именно это и стала! Осталось только мне к старости, а ей к зрелости начать одеваться одинаково богемно:) ( ну это в моей мечте тоже присутствовало - я однажды видела такую пару)
- Как вы отвечали на многочисленные детские "Почему?"
Хааа, тут мне повезло, потому что ее интересовало то, что я знала, а я к тому же очень люблю знаниями делиться - так что я рассказывала и рассказывала ( иногда, наверное, слишком много). А вот племянник у меня с младенчества засыпает всех научными вопросами - про физику, астрономию, черные дыры и кванты. Тут, чтобы ответить, нужно перелопатить кучу знаний самому. Вот это проблема! А у нас что - психология, история искусств,литература.
Мне интересно, как вы вводили в обязанности мытье посуды или уборку своей комнаты - и не ссорились?))) Моя мама всенепременно кричала страшным голосом))) Как вы понимаете, дружбы и доверия нам это не прибавило))
Уборка комнаты у нас была с интересными горками. Одно время ей нравилось ничего не делать там, и обставлять всякими артефактами и декоративными предметами. Потом (без моего настаивания) - она увидела то, что я делаю с остальным домом - чтобы было пусто, чисто и красиво - и это внезапно стало и ее идеалом. Все мусоросборники были убраны, книжки расставлены красиво и она держала там убрано и просторно. Кроме того, я-то люблю наводить порядок ( не мыть и чистить, а именно порядок) - так что чуть что я вызывалась это сделать - и она в ужасе делала сама, только чтобы меня не допускать:)
С посудой и сложнее и проще. По умолчанию ее убираю и мою я. Но очень легко заболтаться вдвоем и незаметно сделать это вместе. Потом одно время она мыла все, а мы ей за это давали дополнительные деньги карманные. Причем не за мытье посуды, как таковое - а за то, чтобы это делалось так, чтобы я не прикладывала головы. Если я неделю не вспоминала, не напоминала, не просила - а посуда была вымыта - она получала бонус. То есть бонус был за разгрузку моей головы, а само мытье оставалось вполне в обязанностях. даже если деньги не давались.
Я в какой-то момент поняла, что ей по ее характеру очень важно быть "главной" - не подчиненной, не выполняющей по требованию, а делающей потому что это ее ответственность. (Потом это, как ни странно, рассказал мне один астролог, никогда ее не видевший в глаза). И если дать ей такую власть, она будет это делать с каким-то совершенно иным чувством. Вот два года в старшей школе, когда я рисовала Гликерию и не хотела отвлекаться и прерываться мозгами, она взяла на себя готовку ужина каждый день и мытье посуды полностью. Так что в книге ее огромнейшая заслуга!
А узнать интересно о реакции на такое воспитание окружающих - меня уже давно строгают "как это, ребенок-приятель?! не порядок, жуть"
Ну это мы сейчас продвигаемся больше к варианту друзей, пока она росла, мы родители однозначно считали, что должны быть родителями больше, чем приятелями. И кстати, ребенок у меня более серьезный был в детстве, чем я - и ее временами раздражало, что я несерьезная, не типичная мать, как у всех. Это теперь она понимает приемущества прошлого воспитания:)
А меня интересует количество времени, уделяемое ребенку и что важнее, полчаса, но проведенные за глубоким обсуждением чего-то, или пару часов, но заполненные поверхностными разговорами.
Тут мне трудно судить, потому что я почти непрерывно с нею была во все времена жизни. Важно мне кажется, субъективное ощущение ребенка - что он важен, что его не игнорируют, а внимательно, не отвлекаясь, занимаются только им. У меня была давняя идея дарения времени и внимания людям - прямо ваучер на какое-то неотвлекаемое время. И довольно большой ребенок был счастлив таким подаренным часом на что ей угодно - и мы весь час проиграли на большой кровати в какую-то приключенческую ролевую игру. Я вымоталась таким "легким" времяпрепровождением, разговоры были бы легче - но она была счастлива именно этим занятием, и именно оно казалось ей предельно заботливым отношением.
- Как вы поступали, если ребенок не хотел полезную выставку и концерт, а утыкался в условный айфон? Как бы вы в принципе поступили с проблемой игровой и интернет зависимости - запрещали бы или нет, ставили бы какие-то рамки?
Про выставки и концерты у нас, к счастью, не было раздоров. Может потому что все тяжелые на подъем и особенно никого мероприятиями не замучали, потому что все соглашались со своей "ленью" или уж точно хотели туда идти. А вот к "утыканию" в компьютер я относилась сурово - сначала все человеческое, потом это. И одним из наказаний за что-то было именно лишение интернета и компьютера на время. А поскольку своего компьютера у нее не было, а телефоны с интернетом распространились, когда она уже выросла, проблемы с неконтролируемым доступом у нас не стояло. Сейчас я могу судить только по тому, как она в приезды себя ведет. С удовольствием играет в папины игрушки, ни никакого зависания не видно. Большей частью использует для учебы и работы.
- Если ребенок не проявлял интереса к истории, физике и прочим важным предметам, вы настаивали на их изучении хотя бы просто чтобы 'откладывалось'?
О, вот это было довольно сложно. Я-то сама в прошлом отличница физмат школы, папа вообще по диплому математик, а детка никакого интереса к ним не проявляла. Вообще никакого. В американских школах в расписании учебы есть огромная свобода - обязательных предметов немного, а большую часть составляешь под себя. Так что она смогла взять всех этих наук минимальнейший минимум, необходимый для аттестата ( на математике я настаивала, потому что на мой взгляд, это просто оттачивание логических умений) - и прошла только их. Зато все гуманитарные предметы выбрала из программы до донышка, до всех самых сложных и продвинутых курсов. Мне было трудно перестраивать мозги с нашего русского представления об огромной важности математики и физики, но у меня была я сама - после физматшколы ставшая художницей - и факт, что вся эта физика с математикой второй раз возникла в моей жизни только однажды - когда нужно было помогать ей делать уроки:) То есть можно без них прожить, подумала я. И главное не в отдельных предметах, а в том, есть ли вообще такие, где ребенок выкладывается, в которых преуспевает, и в которых напряженно работает. У нас такие были, поэтому на факт, что остальные ей не интересны, я махнула рукой ( хотя, повторяю, маме с советской физматшколой в прошлом сделать это было очень нелегко:)). Сейчас я считаю, что в школе важно не само набирание знаний, и чтобы они потом лежали запасом, а непрерывное упражнение мозгов. С этой точки зрения неважно, что учить - главное постоянное, разнообразное и достаточно сложное этих мозгов применение.