У меня еще осталось много непоказанного Лалика. Две первых части украшений были тут:
часть 1,
часть 2. Там мы разглядывали украшения с лицами и фигурами. А сегодня начнутся цветы и растения.
Цветы, листья и стебли для артнуво были бесконечным истоником вдохновения. И в украшениях сочетается предельная декоративность и стилизованность общей формы с ботанически точным изображением растений.
Вот так любимые тогдашними художниками маки. Каждый цветок практически натуралистичен, но завитки бриллиантовых стеблей и эмалевых драконовых листьев, превращают композицию в узор.
Совершенно прелестная веточка каких-то цветочков. Эта зеленовато-сине-серая гамма совершенно завораживает. Интересно, что листочки вымощены бриллиантами с "изнанки" листьев. А цветы то ли из камня, то ли из любимого Лаликом опалового стекла. Верхний завиток листика образует петлю для подвески.
Заплетеная в веночек брошь с розами. Эмалевые и бриллиантовые ветви с шипами соединяются жемчужинами. а внизу видна маленькая петелька - значит, была у броши традиционная подвеска, тоже скорее всего крупная жемчужина.
Маленькие анютины глазки, с розовато-золотистыми нижними лепестками и усыпанными мелкими бриллиантами двумя верхними.
И опять колючие розы. Мне так многое нравится в этой подвеске! Нежный цвет роз - совершенно натуральный. Как их охапка распадается веером вниз и вписывается с безупречно симметричную форму рамки. Ничто не одинаково в этой подвеске - ни одного листика копипейстом не сделано, ни одна роза не повторяет другую, шипы где попало - и между тем ощущение выверенной геометричности и декоративности общей формы. И обратите внимание как шипы на центральной овальной рамке очень изящно и органично становятся "лапками" удерживающими камень в оправе.
Опять маки и бледно-сиреневая с бледно-зеленым гамма. Лапчатые характерные маковые листья отзываются и в узоре звеньев тонкой цепочки.
И еще маки в сизо-синей гамме. Треугольник цветов заканчивается подвеской. Завиваются бриллиантовые стебли, бутоны бубенчиками украшают середину, а два симметричных завитка сильно стилизованных листьев подчеркивают реалистичную форму цветков.
Маленький букетик. Мне нравится, когда листья заворачиваются и обе стороны украшаются - и по разному, в разной технике и разной текстурой.
Гвоздики, которые я так люблю:) А на фоне, кажется васильки. Но гвоздики совершенно натуральные - и растрепанные головки, и стройность стеблей и клювики бутонов. В подвеске опять барочная жемчужина.
Профиль с васильками (?). Мне очень нравится в артнуво, как они постоянно играли с прядками волос, превращая их в линии узора. Так и тут - крупные завитки, оплетающие раму с разных сторон в нижней части переходят в графику тонких линий. а у лалика мне очень нравятся незакрытые формы, которые ты дополняешь взглядом - как тут мы достраиваем правую сторону овала, продолжая оборвавшуюся верхнюю линию и опираясь на голубые лепестки
Вот эта подвеска мне чрезвычайно нравится. В ней опять органические, реалистические детали выстроены в безупречно геометрическую форму - симметричную и во внешнем контуре и во внутренних прорезях негативной формы. Сочетание бледного синевато-зеленого листьев и подсвеченного розовым цветков удивительно красиво. Мне кажется, в основе какой-то мусорный цветок типа белены. И как чудесно огруглые линии обрамляют центральные хрустальные ( а может и бриллиантовые!) капельки. Жемчужины в верхней части сияют разными оттенками - от темной бирюзы до нежно-розового.
А это русскому сердцу должно отозваться особой нежностью:)) Березовая веточка с листьями и сережками. Кусочки ярко-синего наверху и круглой вставке напоминают весеннее небо. Заметьте, кстати, что идеально реалистично передавая форму, Лалик не "раскрашивал" детали реалистично. Получился бы у него муляж, похожий на реальность - но было бы в этом больше от трюка, чем от искусства. То, что он выбирает не реалистичные, но прекрасные цвета, мне нравится гораздо больше. И обратите внимание - что все детали не прикреплены жестко - каждая веточка, листик и сережка подвешены отдельно, а стало быть, если носить эту брошь, все должно колебаться и дрожать и мерцать.
Тут стилизация очень сильная - я даже не опознаю цветов. И цветом лалик вообще не заморачивался - опалы, золото и бриллианты.
И еще немного зимнего:) Золотой и эмалевый узор на прозрачном опаловом стекле делает картинку сосновых веток определенно зимней. Сквозь прозрачную крышку, как сквозь зимнее окно, видно часы внутри.
И совершенно зимняя картинка, просто Билибин:) Задний план слоями вырезан в полупрозрачном камне, на переднем плане емалевая с золотом ель, и рама вокруг украшена маленькими, наверное, сапфирами, которые одновременно напоминают сверкающие кристаллы льда и банты на елках и подарках. Холодные блеск жемчужины тоже к месту в этой сказочной ледяной гамме.
***
Ну и книги про украшения Лалика и артнуво на амазоне.
Artistic Luxury: Faberge, Tiffany, Lalique
Rene Lalique at the Calouste Gulbenkian Museum
The Jewels of Lalique
Rene Lalique: Exceptional Jewellery, 1890-1912
Lalique
Lalique (French and English Edition)
Imperishable Beauty