Artist's Way. Неделя третья. Еще про критику

Aug 13, 2013 21:35

 Продолжая тему прошлого поста.

У многих людей не хватает душевных сил обработать неприятные события и воспоминания из прошлого. Неприятные события и эмоции на то и неприятные, что мозг стремится избежать их испытывать, повторять или восстанавливать. Это очень понятно.

Многие такие вещи нужно прорабатывать в паре с психотерапевтом. Он создает при работе совершенно безопасную, принимающую обстановку. Он не будет вас стыдить за то, что вы все помните обиду восьмого класса на родителей. Он не сообщит вам, что ваши чувства по поводу ссоры с другом в двадцать лет - бессмысленны и вам бы нужно взять себя в руки и их не испытывать. Он будет считать и давать вам понять - что вы имеете на это совершенно бесплатное, не требующее отвоевания или специального разрешения право. И в этой обстановке вы сможете шаг за шагом распутать свои мысли и ощущения, разложить все на составляющие,  посмотреть прямым взглядом на ускользающее. В уверенности, что ни один шаг не будет поставлен вам в вину, ни за одну эмоцию с вас не потребуют дани стыда.

В отсутствии такой поддержки и при неумении и нехватке сил с этим разбираться самостоятельно человек будет инстинктивно стремиться просто вытеснять эти чувства или воспоминания, не поднимать их. Собственно говоря - заметать под ковер. Мусор этот никуда не делся, он все в доме, но если ковер не поднимать и туда не заглядывать, можно вполне удобно  существовать. И это, я считаю, вполне разумная жизненная тактика! Если  удается избегать поднимания ковра, можно прожить вполне конструктивно и функционально то, что находится с вами прямо сейчас.

Я думаю, именно эти люди начинают незаметно для себя нервничать, когда другие  начинают разбирать свой мусор, вдали от  спасительного ковра. Именно они будут говорить мне - не знаю, зачем это нужно, по моему, вы ерундой занимаетесь, лучше все отложить и сделать вид, что ничего не было. И они правы - для них это действительно  так.

А для меня - по-другому. Я не делаю над собой насилия и усилия, разбирая разные вещи - хорошие и (условно) плохие в прожитом. Мне это ужасно интересно и увлекательно. Я могу сама с собою играть и психотерапевта и пациента. Более того, мне нравится делать это самостоятельно. В общем и целом - мне не трудно это по усилиям, не мучительно по эмоциям и не скучно по затратам времени:)

И у меня есть обсессия с правдой. Правда, настоящесть мне жизненно важна. Я знаю людей, которые ее абстрактно ценят, но жизненно она им не важна. Для меня присутствие неправды, несовпадения с действительностью при мне будет невыносимо ощущаться как  постоянный сквозняк. Поэтому для меня вариант замести под ковер, знать это и сделать вид, что все иначе - невыносим физически прямо, хотя это совершенно ментальные занятия.

Поэтому, когда я распутываю что-то из прошлого и ставлю все на нужные места - у меня возникает чувство сильнейшей эйфории от правильности положения. Самое главное - эти вещи перемещаются из невидимого каталога заноз в  неощущаемые каталоги нейтральных или хороших вещей. Вы можете не помнить о занозе  в пятке  ежесекундно - вы просто научаетесь наступать так, чтобы на нее не попадать. А я хочу как результат - ходить как хочется, наступать, как попало и пользоваться пяткой на полную катушку.

Так вот, возвращаясь к спискам положительных сказанных вам вещей и отрицательных. Положительный список у меня намного длиннее, с ним понятно - я  все время была отличницей в любом деле, меня страшно увлекало то, что увлекало, и за время жизни я большей частью встречала и задруживалась с очень интересными и художественными людьми, которые меня с удовольствием ценили.

А отрицательный список вызвал множество интересных наблюдений!

Сначала о том, что я хочу сказать в общем про важность работы с таким списком - и что может оказаться важным для вас.

Занятия чем-то творческим - очень уязвимая область жизни.  Во-первых, на ней лежит клеймо не-необходимости. В любой момент можно упрекнуть человека в блажи, трачении даром времени,эгоизме. Во-вторых,  все в этом "понимают" - поэтому критику охотно высказывают люди, даже ничего не соображающие в вопросе. В-третьих, почти у любого человека есть разрыв между идеальным результатом в голове и практическим результатом в руках, что открывает простор для самокритики.

Поэтому  у каждого человека есть набор убеждений про себя в отношении искусств и творческих занятий. " Я прямую линию не в состоянии провести", "у меня голос сильный, но противный!", "я никогда не смогу повторить никакое движение ногами" - и так далее. Вот вам, скажем, 35 лет, у вас работа, дети, опыт взросления. И у вас твердые знания - "я такой-то".

Одно из первых упражнений у Джулии - еще до списка критических высказываний - это  записывание ваших бронзовых табличек про себя - я такой-то. ( в упражнении выйдет со словом "ты")

А потом она предлагает вслушаться и  понять - чей это голос.

И вы узнаете очень интересное.
 Вот это было сказано, когда вам было пять. Это - в пятнадцать.
Это - про самую первую попытку. Это - про желание чем-то заняться, даже до проб. Это - когда вам никто еще не говорил, как делать правильно, не давал правильных материалов и вообще никаких сведений, вы сами изобрели на коленке.
Это вам сказал  совершенно глупый и некомпетентный дядя с маминой стороны. Это - человек, не любящий ваших родителей. Это - человек сам в глубоком кризисе невозможности что-то сделать.

И я напоминаю - вам тридцать пять ( сорок,шестьдесят), у вас жизненный опыт, у вас новые умения и навыки, у вас свобода взрослого принимать решения, у вас, наконец, свои собственные деньги. И у вас есть про себя убеждение, которое отчеканилось, когда вам было всего десять, у вас не было нужного инструмента и высказал вам его глупый и некомпетентный человек.

Вы уверены, что это ВЫ? Сегодняшний?

Это очень полезное упражнение, позволяющее пересмотреть многие  воспоминания, откристаллизовавшиеся в убеждения.

А со мною случилось вот что. Я же проходила этот же курс  - четыре года назад, кажется. И у меня остались записи из того времени - всех упражнений, всех мыслей по поводу ее текстов. И когда я сейчас сравнила эти записи, оказалось, что список "критики" оказался значительно короче!  И когда я думала об этом, я вспомнила про одно интервью.

Это была Школа злословия с Галиной Вишневской. Если вы видели ее в объеме, то помните, наверное - она очень жесткая женщина, у нее ледяной хмурый прищур, она тяжело роняет слова.  И вот ее спрашивают - много ли ей люди причинили зла в жизни. Она немедленно отвечает - много, очень много. Многие люди  мне делали гадости. - И вдруг изменив темп речи - но я им все простила, все забыла! - Ведущая удивляется - прямо все забыли? - Да,  - говорит певица своим властным тяжелым голосом, придавая ему оттенок даже некой ласковости - абсолютно все, ничего не помню. Я такая.

И тут я думаю. Если она действительно все простила и все забыла, решительно, уверенно, как она говорит, забыла им все и не помнит - тогда на вопрос ведущей, много ли ей делали зла, она должна была ответить - нет, не делали. Делали только хорошее.

А вспомнила я об этом, потому что поняла, что целую кучу из первого списка я действительно "простила" и забыла! То есть многие случаи оттуда ( а вспомнить нужно было все, все фразы, все  пересечения ваших творческих попыток и неодобрительного мнения) - ушли из  каталога "критика" или "неприятное". Ушли вообще.

Самый крупный случай, который я описывала в прошлом  заплыве в курс - про перспективу - вообще исчез из эмоциональной зоны. Мой молодой дядя был прав про перспективу, вполне думал, что помогает, просто у него понятия не было о том, что может знать ребенок и он совершенно не умел детей учить. Я поняла, как неверна была моя табличка " я не люблю и не умею перспективу" - переделала ее в голове, нарисовала несколько работ в эту сторону - и  проблема была снята.

Еще несколько критических выпадов были не про   настоящую ценность - а  про то, как людей формально научили где-то. Это критика из серии " горизонт завален", "нельзя больше четырех цветов употреблять" и так далее. У нескольких людей с одинаковыми замечаниями я проследила ретроспективно тот факт, что они все ходили в детскую студию до художественного образования  - и там их научили намешивать в один цвет всегда разных. Совершенно формалистически. Не потому что есть свет или тень другого оттенка, не потому что рефлекс голубой лежит на красном - а просто независимо от реальности всякие цвета внутри другого. А я любила в композициях чистый цвет и ровный, графичный такой -  и они мне делали замечания про это, очень презрительные. Но это было просто то, что какой-то вольный преподаватель научил их делать в студии во дворце пионеров:)

Эти "разноцветности" тоже ушли из списка, когда я поняла их происхождение.

И еще одна группа, которая продолжает и сейчас растворяться - это замечания от людей, у которых свои проблемы.

Тут нужно понимать вот что. Подавляющее большинство людей, которые могут вам встретиться в следующую минуту и дать оценку вашим усилиям, либо не умны достаточно, либо не профессиональны достаточно, либо не просветлены достаточно - а то и все три вещи вместе:) В идеале ваш критик должен быть умен, знающ и просветлен. Умен - значит понимать, что нужно и понимать как это увидеть и сформулировать. Знающ - значит, понимать  хотя бы элементарные законы и  свойства того, что вы делаете. И просветлен - чтобы понимать, что нужно говорить о вас, о вашем текущем случае в той действительности, которая сложилась у вас.

То есть, скорее всего неумный человек скажет твердо что-то основанное на обрывках знаний про то, как полагается. Не знающий области скажет упрек мимо кассы ( например, красивой этнической одежде - что она не стройнит или в ней нельзя прийти в приличный офис на работу). А непросветленный - скажет про свою проблему. Про то, что актуально для него. Что он сам себе ставит в обязанность.

И получается, значительное число людей скажет вам то, что "натерто" у них. Когда понимаешь это - и в них  и в себе очень часто! - то эти сказанные ими вещи можно тоже выкидывать из списка. Ну вот к примеру, пишет кто-то музыкальные пьески - короткие, чудесные, получает от них удовольствие. Спрашивает мнения товарища - а тот говорит ему с надрывом - ну что за фигня? Ты даром тратишь время - нужно писать симфонию, нужно писать концерт для рояля с оркестром, из пяти частей, нужно замахиваться на большие формы!! Только это важно! А это все мелко,  плохо и ухудшает твои умения.

А если тот, кто с пьесками ( и кого вот-вот пригласят писать музыку к фильму) хорошо подумает - он увидит, что критик работает  в рекламе, пишет заставки к роликам йогурта или трам-пам-пам перед  перед объявлением о ремонте машин - и у него страшная тоска, что он создан для большего и ему нужно написать симфонию, только симфония оправдает его существование! И он это свое состояние перенес на  того, кто спросил мнения.

Это я сильно утрировано, но смысл понятен? (В процессе разборок я поняла, что и сама высказывала другим такое же - то, что меня саму занимало в тот момент.) Но главное  ясно -  высказывания и оценки этих людей тоже можно игнорировать.

Так что список тает в процессе:) и если меня спросят еще через четыре года, я скажу - критика? нет меня никто не критиковал!
:))
____________________
Моя книга: Джулия Кэмерон The Complete Artist's Way: Creativity as a Spiritual Practice

julia_cameron, artists_way, divan_psychology

Previous post Next post
Up