Рассматриваем Лалика дальше? Вторая часть украшений с изображениями фигур и лиц.
Первая часть была тут. Брошь с подвеской-жемчужиной. На фото она наклонена, но если ее мысленно выпрямить так, чтобы застежка шла горизонтально, видно, что несмотря на завитки и узорчатость, рисунок вписывается в треугольник. Безмятежное лицо обрамлено странной коброй с птичьим крылом. Крыло лежит по головке, как синий эмалевый головной убор, а кобра извернулась и хищно открыла пасть прямо в лицо женщине. Сочетание этой смертельной свирепости и безмятежности женского лица прямо завораживает. А волосы, как часто в арт-нуво, используются как чисто декоративные элементы, пряди их завиваются золотым узором, образуя и поддержку голове кобры, и линию заполнения воображаемого треугольника, и петлю внизу для подвешивания жемчужины. И еще обратите внимание, как изменяется синий цвет - яркий и темный наверху, он постепенно светлеет, переходя в золотые волосы.
Вот обратите внимание, что если Лалик включает полнофигурные изображения - то они сделаны со всей тщательностью хорошей скульптуры, не куклами плоскими - а в движении, поворотах, объеме со всех сторон. Тут кентавр из слоновой кости со странными копытами - лапами, как у лягушек, с перемычками. У него на крупе женщина, которую он целует ( поцелуй - излюбленная тема в изображениях у Лалика). Округлое движение растения на фоне подчеркивает движение фигуры - вперед-вверх и заворот назад.
Золотисто-зеленая ветвь эмалевой полыни, если мысленно дополнить линии, образует овал подвески. При всей ее органической ботанической реалистичности она организована в декоративную уравновешенную форму, а фигура помещена в пустую середину, как в радужку глаза. Ветвь выделана точно под миниатюрную скульптуру - чтобы в нужных местах служить опорой под разные части фигуры. И как любая прекрасно сделанная вещь, вся подвеска кажется совершенно безусильной, хотя при разглядывании видно, сколько труда пошло на каждую мелкую деталь и их соединение.
Здесь игра треугольников, образующая форму. От кольца начинающийся большой треугольник с вогнутыми сторонами идет до самого низа. Сердцеобразный верх другого треугольника из выгнутых сине-зеленых ветвей поддерживает впечатление короны поверх головки из слоновой кости. И если мы мысленно продолжим его стороны, они сойдутся на нижнем сапфире. Уменьшающийся размер вставок - лицо, большой сапфир, меньший сапфир - создают тоже иллюзию сужающегося вниз треугольника. А треугольник острием вверх еще дваджы подчеркнут уменьшающимися треугольниками с сапфирами внутри.. Рисунок деталей вокруг вырезанного лица играет сразу три роли - растительных изображений, декоративных геометрических линий, создающих симметричный рисунок, и стилизованного изображения средневекового костюма - короны, покрывала, нарядного платья.
Я про это дизайнерское умение - сохраняя частные детали, отдельно интересные, видеть общее, видеть общий другой рисунок, ими создаваемый, контролировать его - напишу еще отдельно.
Вот эта пейзажная миниатюра мне очень нравится. Она сделана на прозрачном фоне и в зависимости от освещения может быть со светлым небом и темными силуэтами или наоборот. К синевато-бирюзово-серым тонам миниатюры неожиданно подобран фиолетовый камень подвески. Рамка окаймлена стилизованными и почти натуралистичными листьями. И хотя правая сторона нагружена декоративными элементами в отличие от левой, впечатление равновесия не теряется. За счет чего? За счет глубоких вырезов в темной миниатюре, облегчения веса правой стороны и за счет того, что бриллианты бесцветные, легкие, воздушные, несмотря на свою величину.
А в этой подвеске рельеф из округлых, переплетающихся тел контрастирует с игольчатым острым обрамлением. Разветвляющийся рисунок ветвей на фоне перекрывается поверх решеткой из игл, усыпанных маленькими бриллиантами. Верх подвески рифмуется и с тем и с другим - цветом с фоном, игольчатой формой с "решеткой". И уберите мысленно эти иглы сверху - подвеска станет скучным треугольником. Если мы начнем дальше приглядываться, то увидим, что изображение фигур не только конрастирует гладкостью, округлостью и плавностью - но и рифмуется! Кисти рук и пальцы образуют те же миниатюрные метелки игл, расходящиеся шипы. Очень тонко, почти незаметно поддерживая декоративный рисунок.
А тут прекрасное изображение повисших еловых ветвей и шишек, на первый взгляд совершенно сумбурное и натуралистичное. Затем мы видим, что оно организовано в симметричную выверенную форму. И при этом тонкая отличная деталь - шишки вокруг лица прикреплены на разном уровне. Одно это сразу создает впечатление произвольности, природности. Повесь их на один уровень - и картинка сразу бы превратилась в механическую пересчитанность одинаковых предметов - как в иллюстрации из учебника арифметики.
И личико какое прелестное, правда?
В арт-нуво мне вообще нравится, как дизайнеры стали вводить в декор вещи, как будто недекоративные - простые, чуть не мусорные растения и цветы, насекомых, смешных птиц. И поднимать их из этой мусорности в изысканность и красоту.
Вот тут например - одуванчики! Какая смесь вообще - треугольные подвески с египетскими лотосами, ажурные крылья фона, приводящие на память изображения скарабеев, неожиданные павлиньи головки с венчиками из камней - и вот эти крупные кусты одуванчиков! Совершенно ботанические листья и пушистые головки. Изображение тут обтравлено, не очень понятно из чего сделаны головки - мне кажется, из чего-то вроде лунного камня.
Пряжка или брошь с головкой из камня и золота. Цветы, кажется, маки, такого лилово-голубого цвета. И опять листья и цветы натуралистичны, но их композиция - геометрична. Посмотрите, как ловко лист и края цветков очерчивают прямоугольную форму. Неожиданный и прихотливый бант из ленты, повязанной с затылка на лоб, заполняет прямоугольник сверху и при этом уравновешивает со своей стороны сиреневый цвет с остальных сторон. Линия ленты и стеблей образуют диагонали, соединящие углы прямоугольника. И чудесная деталь - все три стебля заткнуты за ту же ленту на затылке, вместе с волосами. Два стебля отгибаются назад, третий идет вперед.
Зеленое лицо из хризопраза меня слегка пугает :), но бант нравится чрезвычайно.
Вот еще прелесть Нежный рельеф с поцелуем, вырезанный в прозрачном хрустале, имеет треугольную форму. Прозрачность и треугольность многажды подчеркнута округлыми треугольниками из веток и листьев вокруг. Причем эти ветки тонкие, воздушные, поддерживаюшие прозрачность и легкость изображения. А если дальше ботанически приглядеться - это водные растения, обычно поднимающиеся из глади воды. И тогда они вторым планом поддерживают образ воды, пруда, озера вместе с внутренним прозрачным изображением. Плюс к этому их округлые пересекающиеся линии вместе с жилками на листьях создают иллюзию кругов на воде.
Совершенно прелестная подвеска.
Золотые фигурки двух девушек в изящных вольных позах демонстрируют один из любимых приемов арт-нуво - реалистичные тела и лица и предельно декоративные изображения волос. Тут волосы просто сказка - они создают контраст гладким обобщенным телам своей фактурой и графичностью, они создают образ воды - с ее водоворотами, завихрениями и потоками - и они очень тонко и удачно работают на форму всего изображения - вытянутого треугольника. Поднятые локти образуют вершину треугольника, волосы первой девушки дают движение расширения треугольника, волосы второй создают его основание.. И посмотрите какое геометрическое равновесие в изображениии, которое кажется вольным и прихотливым - если мы продолжим мысленно линию, начатую головой и локонами верхней девушки, она выйдет на край контура волос нижней. Тоже самое произойдет и слева - локоть, грудь, волосы верхней и волосы нижней вписываются в воображаемую сторону треугольника. ( Если сравнить с этим работу непрофессионала - у него будут шишки, выступы и вмятины без всякой организованности, содающие чувство неуклюжести и беспорядка)
Здесь лицо сделано из опалового полупрозрачного стекла - любимого материала Лалика. Голова женщины украшена маками- одним из любимейших цветов арт-нуво. И как часто в его украшениях - масштаб растений и цветов и фигур не совпадает, маки слишком велики в масштабе реальности, но очень хороши в декоративном масштабе. Все подвеска сделана не в золоте, а в серебре с темной патиной. Ваш натренированный глаз к этому моменту уже должен увидеть треугольную форму, сходящуюся к подвеске с крупной барочной жемчужиной. И заметьте, как более тяжелая и объемная часть головы с цветами слева уравновешивается более прихотливым и выступающим участков локонов справа. Это несимметричное равновесие Лалик всегда использует с блеском.
***
Это я собрала то, что есть с Лаликом-ювелиром на амазоне. Первая у меня как раз есть, я ее упоминала
в прошлом посте. Отсниму и расскажу о ней как-нибудь подробнее. Но она посвящена трем ювелирам. Остальные про Лалика одного, за исключением последней - она вообще про украшения арт-нуво.
Artistic Luxury: Faberge, Tiffany, Lalique
Rene Lalique at the Calouste Gulbenkian Museum
The Jewels of Lalique
Rene Lalique: Exceptional Jewellery, 1890-1912
Lalique
Lalique (French and English Edition)
Imperishable Beauty