Рене Лалик. Украшения арт-нуво. Часть вторая

Jul 02, 2013 22:19

Рассматриваем Лалика дальше? Вторая часть украшений с изображениями фигур и лиц. Первая часть была тут.

Брошь с подвеской-жемчужиной. На фото она наклонена, но если ее мысленно выпрямить так, чтобы застежка шла горизонтально, видно, что несмотря на завитки и узорчатость, рисунок вписывается в треугольник. Безмятежное лицо обрамлено странной коброй с птичьим крылом. Крыло лежит по головке, как синий эмалевый головной убор, а кобра извернулась и хищно открыла пасть прямо в лицо женщине. Сочетание этой смертельной свирепости и безмятежности женского лица прямо завораживает. А волосы, как  часто в арт-нуво, используются  как чисто декоративные элементы, пряди их завиваются золотым узором, образуя и поддержку голове кобры,  и линию заполнения воображаемого треугольника, и петлю внизу для подвешивания жемчужины. И еще обратите внимание, как  изменяется синий цвет - яркий и темный наверху, он постепенно светлеет, переходя в золотые волосы.





Вот обратите внимание, что если Лалик включает полнофигурные изображения - то они сделаны со всей тщательностью хорошей скульптуры, не куклами плоскими - а в движении, поворотах, объеме со всех сторон. Тут кентавр из слоновой кости со  странными копытами - лапами, как у лягушек, с перемычками. У него на крупе  женщина, которую он целует ( поцелуй - излюбленная тема в изображениях у Лалика). Округлое движение растения на фоне подчеркивает движение фигуры - вперед-вверх и заворот назад.

Золотисто-зеленая ветвь эмалевой полыни, если мысленно дополнить линии, образует овал подвески. При всей ее органической ботанической реалистичности она организована в декоративную уравновешенную форму, а фигура помещена в пустую середину, как в радужку глаза. Ветвь выделана точно под миниатюрную скульптуру - чтобы в нужных местах служить опорой под разные части фигуры. И как любая прекрасно сделанная вещь, вся подвеска  кажется совершенно безусильной, хотя при разглядывании видно, сколько труда пошло на каждую мелкую деталь и их соединение.


Здесь игра треугольников, образующая форму. От кольца начинающийся большой треугольник с вогнутыми сторонами идет до самого низа. Сердцеобразный верх другого треугольника из выгнутых сине-зеленых ветвей поддерживает впечатление короны поверх головки из слоновой кости. И если мы мысленно продолжим его стороны, они сойдутся на нижнем сапфире. Уменьшающийся размер вставок - лицо, большой сапфир, меньший сапфир - создают тоже иллюзию сужающегося  вниз треугольника. А треугольник острием вверх еще дваджы подчеркнут уменьшающимися треугольниками  с сапфирами внутри.. Рисунок деталей вокруг вырезанного лица играет сразу три роли - растительных изображений, декоративных геометрических линий, создающих симметричный рисунок,  и стилизованного изображения средневекового костюма - короны, покрывала, нарядного платья.

Я про это дизайнерское умение - сохраняя частные детали, отдельно интересные, видеть общее, видеть общий другой   рисунок, ими создаваемый, контролировать его - напишу еще отдельно.


Вот эта пейзажная миниатюра мне очень нравится. Она сделана на прозрачном фоне и в зависимости от освещения может быть со светлым небом и темными силуэтами или наоборот. К синевато-бирюзово-серым тонам миниатюры неожиданно подобран фиолетовый камень подвески. Рамка окаймлена стилизованными и почти натуралистичными листьями. И хотя правая сторона нагружена декоративными элементами  в отличие от левой, впечатление равновесия не теряется. За счет чего?  За счет глубоких вырезов в темной миниатюре, облегчения веса правой стороны и  за счет того, что бриллианты бесцветные, легкие, воздушные, несмотря на свою величину.



А в этой подвеске рельеф из  округлых, переплетающихся тел контрастирует с игольчатым острым  обрамлением. Разветвляющийся рисунок ветвей на фоне перекрывается поверх решеткой из игл, усыпанных маленькими бриллиантами. Верх подвески рифмуется и с тем и с другим - цветом с фоном, игольчатой формой с "решеткой". И уберите мысленно эти иглы сверху - подвеска станет скучным треугольником. Если мы начнем дальше приглядываться, то увидим, что изображение фигур не только конрастирует гладкостью, округлостью и плавностью - но и рифмуется! Кисти рук и пальцы образуют те же миниатюрные метелки игл, расходящиеся шипы. Очень тонко, почти незаметно поддерживая декоративный рисунок.



А тут прекрасное изображение повисших еловых ветвей и шишек, на первый взгляд совершенно сумбурное и натуралистичное. Затем  мы видим, что оно организовано в симметричную выверенную форму. И при этом тонкая отличная деталь - шишки вокруг лица прикреплены на разном уровне. Одно это сразу создает впечатление  произвольности, природности. Повесь их на один уровень - и картинка сразу бы превратилась в механическую пересчитанность одинаковых предметов - как в иллюстрации из учебника арифметики.

И личико какое прелестное, правда?

В арт-нуво мне вообще нравится, как дизайнеры стали  вводить в декор вещи, как будто недекоративные - простые, чуть не мусорные растения и цветы, насекомых, смешных птиц. И поднимать их из этой мусорности в изысканность и красоту.


Вот тут например - одуванчики! Какая смесь вообще - треугольные подвески с египетскими лотосами, ажурные крылья фона, приводящие на память изображения скарабеев, неожиданные павлиньи головки с венчиками из камней - и вот эти крупные кусты одуванчиков! Совершенно ботанические листья и пушистые головки. Изображение тут обтравлено, не очень понятно из чего сделаны головки - мне кажется, из чего-то вроде лунного камня.


Пряжка или брошь с головкой из камня и золота. Цветы, кажется, маки, такого лилово-голубого цвета. И опять листья и цветы натуралистичны, но их композиция - геометрична. Посмотрите, как ловко лист и края цветков очерчивают прямоугольную форму. Неожиданный и прихотливый бант из ленты, повязанной с затылка на лоб, заполняет прямоугольник сверху и при этом уравновешивает  со своей стороны сиреневый цвет с остальных сторон. Линия ленты и стеблей образуют диагонали, соединящие углы прямоугольника. И чудесная деталь - все три стебля заткнуты за ту же ленту на затылке, вместе с волосами. Два стебля отгибаются назад, третий идет вперед.

Зеленое лицо из хризопраза меня слегка пугает :), но бант нравится чрезвычайно.



Вот еще прелесть  Нежный рельеф с поцелуем, вырезанный в прозрачном хрустале, имеет треугольную форму. Прозрачность и треугольность многажды подчеркнута округлыми треугольниками из веток и листьев вокруг. Причем эти ветки тонкие, воздушные, поддерживаюшие прозрачность и легкость изображения.  А если дальше ботанически приглядеться - это водные растения, обычно поднимающиеся из глади воды. И тогда они вторым планом поддерживают образ воды, пруда, озера вместе с внутренним  прозрачным изображением. Плюс  к этому их округлые пересекающиеся линии вместе с жилками на листьях создают иллюзию кругов на воде.

Совершенно прелестная подвеска.


Золотые фигурки двух девушек в изящных вольных позах демонстрируют один из любимых приемов арт-нуво - реалистичные тела и лица и  предельно декоративные изображения волос. Тут волосы просто сказка  - они создают контраст гладким обобщенным телам своей фактурой и графичностью, они создают образ воды - с ее водоворотами, завихрениями и потоками - и они очень тонко и удачно работают на форму всего изображения - вытянутого треугольника. Поднятые локти образуют вершину треугольника, волосы первой девушки дают движение расширения треугольника, волосы второй создают его основание.. И посмотрите какое геометрическое равновесие в изображениии, которое кажется вольным и прихотливым - если мы продолжим мысленно линию, начатую головой и локонами верхней девушки, она выйдет на край контура волос нижней. Тоже самое произойдет и слева -  локоть, грудь, волосы верхней и волосы нижней вписываются в  воображаемую сторону треугольника. ( Если сравнить с этим работу непрофессионала - у него будут шишки, выступы и вмятины без всякой организованности, содающие чувство неуклюжести и беспорядка)


Здесь лицо сделано из опалового полупрозрачного стекла - любимого материала Лалика. Голова женщины украшена маками- одним из любимейших цветов арт-нуво. И как часто в его украшениях - масштаб растений и цветов и фигур не совпадает, маки слишком велики в масштабе реальности, но очень хороши в декоративном масштабе. Все подвеска сделана не в золоте, а в  серебре с темной патиной. Ваш натренированный глаз к этому моменту уже должен увидеть треугольную форму, сходящуюся к подвеске с крупной барочной жемчужиной. И заметьте, как более тяжелая и объемная  часть головы  с цветами слева уравновешивается более прихотливым и выступающим участков локонов справа. Это несимметричное равновесие Лалик всегда использует с блеском.


***

Это я собрала то, что есть с Лаликом-ювелиром на амазоне. Первая у меня как раз есть, я ее упоминала в прошлом посте. Отсниму и расскажу о ней как-нибудь подробнее. Но она посвящена трем ювелирам. Остальные про Лалика одного, за исключением последней - она вообще про украшения арт-нуво.



Artistic Luxury: Faberge, Tiffany, Lalique



Rene Lalique at the Calouste Gulbenkian Museum



The Jewels of Lalique



Rene Lalique: Exceptional Jewellery, 1890-1912



Lalique



Lalique (French and English Edition)



Imperishable Beauty

design, amazon, art, lalique

Previous post Next post
Up