Мне кажется, Стеллецкий - не самый известный художник, но очень уж узнаваемый. На выставках, посвященных театру ли, мирискусникам или вообще искусству начала ХХ века одна-две работы непременно всплывают, а портрет графа Олсуфьева из Тульского музея, думаю, многие узнают.
В общем, расширить свои знания я хотела как только заметила на Музее русского зарубежья новую яркую афишу, но чем ближе к тебе локация, тем, как показывает практика, сложнее выбраться. Работает выставка последнюю неделю, а я вот только. Немного поплутала, привыкла, что большие выставки проходят в дальнем корпусе, но здесь гораздо уютнее и менее людно. Теперь уже привычно сумеречно, но выбранная для оформления гамма смягчает впечателние. А ещё очень подходит художнику.
Помимо упомянутого Тульского музея, живопись предоставлена ОАО «Белгазпромбанк», театральная часть - Музеи МХАТ и Бахрушина, документальные предметы самого Дома, что-то из частных коллекций.
При подготовке выставки да и любой публикации о художнике много и обильно цитируют Маковского. Только цитируют про воссоздание древнего вкуса, а не про то, что художник не слишком-то талантлив и не особо выдающийся. Возможно, но его стиль цепляет. Вообще-то, образование он получил на скульптурном отделении (а поступал вообще на архитектора), но как-то так получилось, что мотаясь с товарищем Кустодиевым по северам проникся допетровским искусством и решил проповедовать возвращение к истокам. А скульптура... Мне было очень интересно увидеть его работы в дереве, вдохновлённые деревянной же церковной скульптурой, оказалось, что в госкаталоге одна единственная "Боярыня" и есть, да и прочего не слишком много находится.
Его портреты навевают мысли а парсунах
А многофигурные композиции - об иконах, с чёткими линиями одеяний и орнаментальной заливкой тканей
Серия аллегорий "Времена дня" ("Утро" почти наверняка будет украшать афишу)
Значимый след оставил художник в истории театра.
Работал он над костюмами для "Царя Федора Иоанновича" по Толстому, "Бориса Годунова" Мусоргского, "Снегурочки" и "Князя Игоря".
По-моему, я где-то читала, что постановки не состоялись, хотя эскизы публике показали. А то, что мы видим тут - это спектакли аж 1994 года.
Мне кажется, эти рисунки сами по себе прекрасны.
Ещё одна работа, занявшая практически всю жизнь художника - "Слово о полку Игореве". Первый вариант приобрела Третьяковская галерея. На выставке книгу можно полистать. Мне очень нравится, что сделали не электронную копию, а живую, на каких-то пластиковых листах. Текст выполнил городецкий каллиграф и реставратор Блинов. Уже в эмиграции Стреллецкий дополняет и переделывает листы.
Если отказаться от устава в пользу стилизованного, но современного шрифта, его бы издавать да издавать. Но что-то он по этой линии не пошел, хотя, например, на выставке есть "Русские частушки", изданные в Риге в 1937 году.
В статьях упоминают какие-то шуточные книги, стилизованные под лицевые рукописи, а письма друзьям он любил стилизовать под старинные свитки. Интересно, насколько адресаты легко читали скоропись?
Вообще, товарищ не без юмора, а вот судьба сложилась не лучшим образом. В четырнадцатом году художник отравился в Европу, как вы понимаете, время для путешествия было выбрано не самое удачное. После - еще менее удачное, хотя Стеллецкий тяготился эмиграцией, считал, что его работа нужна дома, работа на иностранцев бессмысленна. Возможно, оставшиеся в России товарищи, с которыми он переписывался и которым поверял свои чаяния, отговорили его от этого? Умер он в доме престарелых, ослепший и опустивший руки.
Но закончить я хочу все-таки на более позитивной ноте: кроме всего названного и показанного известны его работы на монументальном поприще. Вместе с Щусевым он проектировал интерьеры нескольких церквей. К сожалению, до нас практически ничего не дошло, а убранство того же храма на Куликовом поле было утрачено. На выставке есть несколько эскизов, но не росписей, а церковного текстиля. Но один проект все-таки воплощен и сохранился, это Сергиевское подворье в Париже. Мне очень жаль, что в свой давний краткий визит я отложила все, что связано с русским зарубежьем на когда-нибудь отдельно. Понятно, что никаких оригиналов на выставке нет, но можно посмотреть фотографии. Очень интересный проект, где графическим средствами пространство лютеранской церкви превращено в классический православный храм.
А что бы совсем позитивно: очаровательная сувенирная продукция. Мне прям обидно, что тетради не нужны. Подумалось, что я в их сувенирный магазин вообще никогда не ходила, надо исправить.