От элегии до хоррора

Mar 29, 2024 18:12

Сегодня исключительно удачно пробегала мимо дома Остроухова. Ну как мимо. Обнаружив небольшое окно между встречами и подвернувшуюся на Якиманке букашку я решила, что грех не воспользоваться последней пятницей месяца для посещения литературных музеев, куда я редко заглядываю (экономика должна быть экономной!). Я и за афишами практически не слежу, однако, провокационное название, объединившие столь, казалось бы разные слова, вызвало бурную дискуссию: допустимо ли соседство "элегии" и "хоррора" в одном предположении да ещё и по отношению к эпохе романтизма? Понятно, что во многом - попытка привлечь племя молодое, но о том, что вызовет возмущение старшего поколения никто не подумал. Я-то эклектику люблю.




Романтизм исследуется с разных точек зрения, но в основном через призму литературного творчества ключевых писателей и поэтов эпохи. В витринах выложены антикварные издания Пушкина и Жуковского, представлены иллюстрации к произведениям Гоголя и Погорельского. Собственно скучнее всего мне смотреть на книги, иду я на подобные выставки в основном в надежде на скрывавшуюся в запасниках литературных музеев живопись да на всевозможное дпи. Последнее тут не сильно порадовало, хотя первым залом и был "Кабинет" с чудесном секретером и прочими атрибутами писательского творчества.






Дальше каждый зал отсылает к тому или иному романтическому образу или теме. Здесь туманный пейзаж с задумчивой дамой на скамейке, тут величественные руины, там бушующее море или река, рядом с которым теряется фигурка путника. Среди тем кураторы выставки выделили. например, войну 12 года.




В портретах я старательно ищу интересные детали, например трубку у Ковновницына-младшего, а вот большая часть пейзажей и видовых гравюр меня не тронули. Исключением стала эта работа Батюшкова "Корова и радуга", по-моему, какая-то невероятно современная.


 


В остальном, будем смотреть женские портреты. Девушка в голубом писана на стекле, а старушка - на кости. Хуже всего получился тут единственный атрибутированный портрет Мины Ивановны работы Нечаева.




 
 


Отдельно - эти чудесные кружева. Это копия с работы Тропинина находящейся, кажется, в Барнауле, в котором промежуток между поездами у меня был преступно коротким. До сих пор пишут "Дама в зелёном", хотя на этой акварели вполне явственно написано имя: Мусина-Пушкина.




"Портрет" с иллюстрациями Ники Гольц, безусловно, шикарен, но меня больше заинтересовал Погорельский.




Признайтесь, что-то кроме "Черной курицы" читали, о чем-то кроме "Монастырки" слышали? Лично я теперь непременно хочу прочитать "Лафертовскую маковницу", названную первой романтической фантастической работой. Ну и котики, да.




Тут мы плавно переместились в последний зал (выставка вообще не слишком большая, но на Драгунского у меня уже времени не оставалось), посвященной народной теме так же поднятой на щит этой эпохой.




Сплошная птица-тройка




и танцы с бубнами




Иллюстрации Поленовой




Больше всего я прониклась "Коньком-горбунком" Афанасьева. Честно говоря, конька жалко, а резоны Царь-девицы понятны мало. Спасибо Милашевскому за наше счастливое детсво.


 

музееведение

Previous post Next post
Up